Что делать, когда всё плохо
Города бывают разные: каких-то тебе хватает на один день, где-то тебе хочется ходить без остановки неделями и заходить в каждый двор, встречаются просто милые и так далее. Интересным может оказаться даже совсем небольшой городок, а кому-то к лицу разруха, а не вылизанная стерильность. Например, Тверь или Саратов – это дно России, но оно интересное по-своему!
Но иногда случаются ситуации, когда город совершенно никакой: ни красотой, ни интересностью, ни разрухой. Вот в этих случаях всё совсем печально, ведь получается город без лица – он не цепляет людей, с ним легко расстаться как с порванным пластиковым пакетом. В такой город тяжело завлечь людей, компании и инвестиции, то есть удержать город на плаву – архисложная задача, где сложно найти даже намёк на путь решения проблемы. Для меня таким городом оказался Шымкент.
Это казахский город в 100 км от Ташкента. Раньше это был просто областной центр с 700 тысяч жителей, но недавно ему присвоили статус республиканского города (типа как Москва, Петербург и Севастополь в России) и присоединили деревни вокруг – теперь здесь есть настрой создать третий мегаполис Казахстана.
Обычно, когда про город сказать нечего, говорят «люди у вас хорошие». Я себе такого не позволяю, поэтому скажу прямо: сейчас здесь плохо всё. Разбитые тротуары, обшарпанные хрущёвки с огромными самостроями на первых этажах, ужасный общественный транспорт, заборы из заборов, грязь и так далее. Самое интересное здесь сейчас – изучать стиль пристроек к панельной пятиэтажке и читать объявления на столбе. С чего вообще начинать работу в таком городе?
Если у города нет узнаваемых и индивидуальных мест, то их нужно создать. Здесь для этого сделали пешеходную улицу. Сейчас это единственное место, где можно ходить по ровному покрытию, сидеть на улице и не уворачиваться от машин:
Улицу перенасытили светом, но ВАУ-эффект случился: жители устроили паломничество, инстаграм забит фотками ангелов (кажется, такие были в прошлом году в Лондоне или Праге) и место заработало. Надеюсь, что в ближайшее время часть подсветки уберут или хотя бы распределят её равномернее.
С одной стороны здесь идёт бизнес на первом этаже, но через арык практически не сделали переходов – магазины и кафешки оказались оторваны от основного потока улицы:
С другой стороны арык закрыли решётками, и стало хорошо. Есть лишь опасения за деревья – они корнями упираются прямо в траншею.
Ещё пешеходная улица заканчивается огромной дорогой, а переход где-то в стороне. Кто-то хотел построить здесь надземный переход, но вроде бы я убедил мэра сделать просто зебру со светофором:
Зато здесь первая полноценная велодорожка города, которая пока что ведёт из ниоткуда в никуда. Лохотроны уже среагировали:
Задача таких пространств – начать конкурировать с телевизором и торговыми центрами за жителей. Горожане должны понять, что город может быть дружелюбным и уникальным. Также это полигон для теста новых управленческих и дизайнерских решений:
Попутно должна вестись системная работа, ведь какой толк от качественных пространств, когда люди не могут до них дойти?
Ровные тротуары и безбарьерная среда должны быть базисом, чтобы архитекторы или транспортники не думали об этом в своих проектах, но сейчас этого нет. Говорят, что в следующем году активно займутся этим – хочется верить.
Можно закупить новые автобусы, но будет ли эффект от них, когда на пути рвы с лужами, на остановках ужас, билетное меню примитивное и нет защиты от пробок?
Городу нужна стратегия и стандарты, чтобы каждый человек в цепочке принятия решения понимал свои задачи и их важность. Если у вас есть классная команда для создания знаковых мест, то это не значит, что у вас может получиться сделать сразу весь город комфортным и уникальным: вы не сможете скопировать знания и умения одной команды для масштабирования на каждый район. Исполнители бывают глупыми, ленивыми или со своими взглядами – стандарты должны задавать границы и защищать от самых банальных ошибок.
К слову, здесь не стали массово вырубать деревья на улицах, как в соседнем Ташкенте. Деревья создают тень с ветрозащитой, впитывают осадки и просто дают уют – в условиях местного климата это очень важно.
Благоустройство или транспорт – не самое сложное в процессе спасения города. Намного сложнее воспитать культуру горожанина и привить ответственность за место и нормальные привычки. Я даже сейчас не про прилюдное харкание или мусор под окнами, а про понты и позицию «я самый умный». Кинуть машину у подъезда, а затем чуть ли не въехать в магазин по тротуару здесь – нормальная практика, но это ненормально в здоровом обществе:
Проблема очень хорошо считывается по архитектуре: если есть хотя бы намёк на элитарность, то обязательно будут колонны, элементы классического стиля и полный архитектурный китч:
С одной стороны, у города сейчас нет механизмов бороться с этим, а с другой – всем же нравится!
Нужно срочно воспитывать вкус, просвещать людей и высмеивать моветон. Публикации, лекции, заявления и просто качественные архитектурные проекты меняют сознание жителей, но на это уходят годы. Пока же от некоторых мест хочется смеяться и плакать одновременно:
Сейчас у Шымкента много проблем, но есть ресурсы и команда для спасения города, нужно не ошибиться со стратегией и не рубить с плеча. Надеюсь, что за мегапроектами и амбициями не потеряются обычные жители, ведь сделать город привлекательным для специалистов, компаний и инвестиций можно лишь при одном условии: когда город комфортен для своих жителей. Если у выпускников школ или ВУЗов нет желания сразу после окончания учёбы свалить из города, значит, задача практически решена.