Как засрать город
Ещё пять лет назад приходилось очень настойчиво и долго объяснять пользу дизайн-кода для вывесок. Многие свято были уверены в праве предпринимателей ставить любые лайтбоксы, крепить огромные конструкции или использовать бегущие строки на фасадах домов. К счастью, наглядный опыт Москвы и других городов доказал бизнесу, чиновникам и самим жителям, что регламентация делает лучше каждому: жители получают красивый город, бизнес больше спонтанных покупок и одинаковые правила, а чиновники – дополнительные налоги.
К сожалению, одними вывесками ограничиваться мало, потому что всё ещё находятся желающие испортить улицы и города. В первую очередь, это экраны и рекламные щиты. Если лайтбокс на остановке или аккуратно стоящий билборд на газоне можно понять и простить, то яркие экраны в историческом центре любого города – абсолютное зло.
В Красноярске под видом городской навигации ушлые коммерсанты и чиновники легализовали огромные рекламные экраны, которые не просто отвлекают внимание от домов и витрин – они слепят каждого проходящего. Самое печальное, что это было сделано на главной улице города, которую горожане с трудом спасли от заборов и ужасных переходов.
Свет – очень недооценённый и опасный атрибут города. С помощью хорошей подсветки можно сделать дом или площадь интересной и раскрыть её потенциал, но очень легко можно прогнать жителей с улицы. Рестораторы и владельцы кофейней давно знают секрет: яркий свет стимулирует людей быстрее поесть и уйти, а камерное освещение поощряет долгие приватные разговоры и наслаждение местом. Даже в Макдональдсе в зоне фастфуда освещение яркое и сплошное, а в зоне маккафе – точечное и приглушённое. Для городов же разрабатывают целые мастер-планы в области дизайна, ведь освещение дворов, магистральных улиц, пешеходных улиц и площадей очень сильно различается. В Красноярске же главная улица просто слепит людей:
Архитектура? Витрины? Наслаждение городом? Пфф. Более того, с этих экранов каждую минуту показывают рекламу Универсиады 2019 года – на месте горожан я бы проигнорировал эти игры только из-за этого.
Городская навигация, которая занимает меньше половины пространства носителя. Более того, чаще всего это одна стрелка с названием улицы, на которой стоит этот самый указатель.
Это не просто визуальное загрязнение, это преступление против жителей и города:
Для пешеходов это раздражитель и плевок со стороны бизнеса с городом. Для водителей – засвет и реальный шанс просмотреть сигнал светофора:
Водители хорошо знают, как неприятно и опасно включать дальний свет при встречном потоке. Представьте, что по всему центру поставили множество фар и светят прямо вам в глаза. Только картинка ещё постоянно мигает и меняется.
В Швеции недавно провели эксперимент: было установлено 12 электронных рекламных щитов вдоль четырехполосной автомагистрали с интенсивным движением в центре Стокгольма. Цель этого исследования – оценить влияние этих рекламных щитов на визуальное поведение и эффективность вождения. Данные показали, что водители дольше фиксировали взгляд, проезжая мимо электронного рекламного щита, по сравнению с другими знаками на одном и том же участке дороги, и этот показатель не зависит от времени суток. Иными словами, щиты привлекали больше внимания, чем дорожные знаки.
Городскому ГИБДД пора бы поднять свои глаза выше заборов и заняться реальными вопросами безопасности:
Интересно, разработчики, рекламодатель и ответственные чиновники нормально спят? Так засрать улицы нужно ещё суметь.