Иволга — поезд наземного метро
Для чего нужна железная дорога в России? В приоритете всегда стояли товарные поезда, поэтому график пассажирских всегда ориентировался на них. Но иногда случаются исключения, типа Сапсанов и Ласточек. Одна из главных проблем — недооцененный потенциал железнодорожных перевозок внутри агломерации. Внеуличный транспорт с максимальной вместимостью и редкими станциями (обычно около 2 км) — городские поезда могли бы спасти от коллапса многие города.
К счастью, случилось МЦК. В успех кольцевой электрички мало кто верил, но проходы по Тройке и бесплатные пересадки, удобные поезда и предсказуемые интервалы раскатали кольцо быстрее и мощнее самых оптимистичных прогнозов. На этом фоне удалось пробить давние планы многих транспортников — сделать из обрывистых и самостоятельных направлений электричек единую систему диаметральных маршрутов. Примерно то же, что немецкое S-bahn, французская RER и так далее.
Запуск первых диаметров запланирован на конец 2019 – начало 2020 гг., но уже сейчас по Белорусскому железнодорожному направлению курсируют поезда Иволга. Именно их специально доработанная версия будет ходить по МЦД. Тверской вагоностроительный завод впервые в истории создал поезд на новой базе - без тамбуров и со сквозным проходом!
Немного истории: первая московская электричка поехала в 1929 году до Мытищ. Выбор неслучайный: Ярославское направление было крайне загруженным и медленным — паровые поезда не давали нужной скорости из-за частых остановок, а перевозить нужно было много людей.
Первую партию электрооборудования было решено заказать в Англии – на заводе «Виккерс». Одновременно с этим на Мытищинском вагоностроительном заводе по проекту инженера Бабина строятся вагоны первых советских электропоездов.
В дальнейшем электрички перестали быть чем-то удивительным. В 1950-ые года в Риге была разработана модель ЭР1, которая стала платформой для последующих электропоездов, которые эксплуатируются вплоть до нашего времени.
не совсем ЭР1, зато фото из Риги!
Электричка обычного для Москвы типа:
Жёсткие сидения не способствовали комфорту в дальних поездках, климат-контроль «форточка», теснота и прочие «прелести» — пользоваться таким транспортом добровольно довольно сложно, особенно каждый день. Особенно тяжело приходилось людям с велосипедами и инвалидам — для них мест не было.
В последние годы Демиховский завод (ДМЗ) предпринимает усилия для того, чтобы новые поезда стали гораздо лучше и комфортнее:
Современный вид, кондиционеры, улучшенные системы безопасности и весёлая расцветка сидений:
Также, наконец, появляются площадки для инвалидов и держатели для велосипеда в головных вагонах. Эти поезда и их вариации в качестве экспрессов массово закупаются оператором ЦППК для своих маршрутов:
Такие вагоны подходят для дальних поездок с редкими остановками. Для городской электрички они подходят меньше: тамбуры тормозят посадку-высадку, боковые двери не дают эффективно заполнять пространство, нет стоячих мест для компенсации пиковых нагрузок.
В конкурсе на Московские диаметры прошёл поезд Иволга — новый поезд, созданный специально для городских перевозок. Несколько таких составов пустили по Киевскому направлению, но сейчас их перекинули на маршрут Белорусский вокзал-Усово:
Оператором первых двух диаметров будет компания ЦППК, она же сейчас закупает эти составы:
Только для диаметров, на мой взгляд, будет более удачная ливрея и планировка:
Интерьерную и экстерьерную части проекта разработала испанская компания Integral Design and Development. Предполагается, что дизайн маски ещё будут менять.
Входы расширены до 140 см, это шире обычных дверей, так что посадка-высадка будет проходить быстрее. Здесь есть кнопки для открытия дверей — это позволяет экономить на обслуживании и энергии, а также не морозить людей зимой лишний раз и сохранить прохладу летом. Каждая дверь оборудована тепловой завесой.
Было бы здорово установить выдвижные подножки, потому что иногда разрыв между вагоном и платформой довольно ощутимый:
Напротив дверей есть поручни так что можно будет комфортно ехать стоя:
Было бы здорово сделать ещё места по бокам от дверей с прислонными сидушками, как, например, вот здесь:
Компоновка салона рассчитана на короткие перегоны и большой поток людей, поэтому в некоторых местах практически танцпол. В версии для диаметров кресла везде будут установлены по схеме 2+2, так что места будет чуть меньше, но все равно более чем достаточно для прохода, а сидений будет больше.
Я не очень люблю рассадку лицом к лицу, но здесь от неё не стали отходить. Зато места для ног стало больше:
Ещё в Иволгах есть система обеззараживания воздуха. Воздух с улицы попадает в климатические камеры, где уличный воздух смешивается с воздухом из салона, обеззараживается с помощью жёсткого ультрафиолетового излучения и подаётся обратно в салон. Для проведения всевозможных тестов на заводе даже специально заражали воздух.
Если концентрация углекислого газа в вагоне превышает 0,1%, то подача воздуха начинается автоматически. Надеюсь, система не будет ломаться.
Я очень боялся, что поезд получится тёмным — внешне окна кажутся очень маленькими. К счастью, изнутри всё нормально.
В концах состава есть площадка для инвалидов и туалет:
В версиях для диаметров ещё будет велопарковка. Здесь уже не нужно поднимать велосипед для фиксации, что очень радует:
Иволгу разгоняет тяговый асинхронный двигатель: он дорогой, но экономичный и работает дольше. Обычно срок службы поезда по паспорту составляет 28 лет, но здесь многие элементы рассчитаны на 40 лет. Крэш-система Иволги смягчает последствия в случае столкновения.
Ещё в поездах установлена защита открывания дверей — при скорости выше 5 км/ч компьютер блокирует вход - случайно открыть двери на перегоне никак не выйдет.
В версии поездов для диаметров будет по 68 сидячих мест в промежуточных вагонах, а в головных — по 28. Вместе со стоящими пассажирами 6-вагонный состав сможет вмещать до 2000 человек. Для первых двух диаметральных маршрутов планируют поставить 39 составов.
Отлично, что российская промышленность научилась делать новый тип поездов — это позволит операторам подбирать подвижной состав с учётом имеющихся задач и создавать максимальный комфорт пассажирам в зависимости от типа маршрута. Это важный момент, если мы хотим спасти города от пробок и создать реальную альтернативу поездкам на личном автомобиле.