January 10, 2019

Чему поучиться у Москвы

Ещё три года назад большинство фотографий «как это должно быть» я брал из поездок по зарубежью. Возникало очень много вопросов и недоверия к такой подаче, ведь всем известно про особый менталитет, 14 месяцев зимы и собственный путь развития. Сегодня же ситуация кардинально другая: в России есть примеры хороших общественных пространств, реально найти достойную современную архитектуру, локально появляются безопасные улицы и так далее. Особо приятно, что началось это всё в Москве, но сейчас эстафета у регионов.

Москва далека от идеала, я не перестаю про это говорить и писать. Для этого можно посмотреть на проекты стройкомплекса, убитые трамвайные стрелки или дорогую плитку на улицах после реконструкции. За плохое нужно наказывать, а за хорошее – хвалить. Поэтому сегодня давайте посмотрим на 10 хороших вещей, которые в Москве умеют делать и которые нужно масштабировать на всю Россию.

1. Парки

С Парка Горького началась московская урбанистика. Выяснилось, что если сделать место удобным и комфортным, то оно начнёт привлекать людей, самоокупаться и даже войдёт в топ общественных пространств Европы. Для этого не пришлось что-то сносить и строить с нуля парк – просто пришла адекватная администрация, которая прогнала паразитов и занялась культурной жизнью места.

После Парка Горького взялись за другие парки города. В первую очередь это связано с созданием дирекций и настройкой существующих зон отдыха. В последствии уже начали реконструировать и строить новые парки. Сейчас ситуация с парками неоднозначная из-за нового руководства и политики партии, но им приходится держать марку – жители привыкли к хорошим общественным паркам.

2. Архитектурные конкурсы

С архитектурой в России всё очень плохо: старая школа деградировала последние n-надцать лет, а запроса на современные проекты не было. Новые районы делались по шаблону старых проектов, строители разучились строить что-то отличное от привычных шаблонов, а люди просто не видели нормального жилья и архитектуры, поэтому покупали то, что давали. Так что современные районы российских городов устарели ещё на момент создания проекта.

Разорвать порочный круг тяжело, ведь очень удобно строить по стандартам прошлого и жить сытно, но делать это надо. Одним из решений как раз стали архитектурные конкурсы: архитекторам пришлось конкурировать друг с другом за деньги и славу, поэтому самые слабые сливались естественным путём. Появление большого числа архитектурных бюро в последние годы однозначно сигнализирует о формировании запроса на качественные современные проекты.

3. Работа с промышленным наследием

Строителям намного легче всё снести, построив новое с нуля. Это крайне примитивный подход, который не учитывает историю места, преемственность, труд предков и экологическое воздействие. В цивилизованном мире тренд последних 20 лет – сохраняй и приспосабливай. Старые промышленные цеха и целые заводы могут стать уникальным креативным кластером, офисным центром, апартаментами и так далее – старые стены приспосабливают под новые цели.

Для России подобные проекты ещё редкость, лишь Москва может похвастаться большим числом таких мест: Артплей, Электрозавод, Флакон, Красный Октябрь, Большевик и так далее. Сделать подобные пространства сложно, но этот труд окупается.

4. Новые подходы к жилью

Возврат к квартальной застройке, пешеходные дворы, нормальные улицы с бизнесом на первых этажах, двери на уровне земли, работа над фасадами и разнообразием квартир – ещё лет семь назад это было ненаучной фантастикой, а сейчас норма даже для панельного жилья. Покупатели стали требовательные, город перестал согласовывать откровенное дерьмо, поэтому бизнес сориентировался.

Это всё ещё человейники с чрезмерной этажностью, но даже косметические решения улучшили вид и функционал домов. Если тенденция сохранится, то лет через 15-20 дойдём до уровня Польши или Эстонии.

5. Архитектура улиц

Реконструкцией улиц теперь занимаются архитекторы, а не дорожники. Разница очевидна: царство асфальта превратилось в удобные и безопасные общественные пространства. Было:

Стало:

У архитекторов лучше развито пространственное мышление и они понимают разницу между улицей и дорогой. Не обязательно укладывать гранит, чтобы превратить транзитное место в общественное – важно именно планирование и понимание влияния среды на поведение человека. Простая замена иерархии специалистов, а такой результат.

6. Дизайн деталей

Из частного складывается общее представление, поэтому важно уделять внимание деталям. В России с этим большие проблемы, хотя когда-то наши города освещали красивые фонари, у деревьев лежали достойные приствольные решётки, а трансформаторные ящики были целым произведением искусства. Потихоньку начинаем к этому возвращаться – это радует.

7. Смелые решения для пешеходов и общей безопасности

Новые наземные переходы, островки безопасности, искривление траектории улицы – это всё не фантазии урбанистов и активистов, а реальность. Даже наземные переходы поверх подземных!

Город может быть удобным, доступным и безопасным для всех. Новые наземные переходы встроены в общую транспортную схему, поэтому не влияют негативно на поток машин, островки безопасности не только успокаивают трафик, но и помогают водителям ориентироваться на больших площадях, круговые перекрёстки не вынуждают ждать красный на пустой улице и так далее – выяснилось, что если думать, а потом делать, то лучше становится абсолютно всем.

Не всё идеально, во многих местах не хватает наземных переходов, проездов и поворотов для машин, велоинфраструктуры и прочих вещей, но с каждым годом позитивного опыта всё больше.

8. Приоритет для общественного транспорта

Выделенные полосы для автобусов в Москве появились давно, но сделаны они были ужасно: постоянные разрывы и заезды не давали наладить контроль, поэтому приоритет общественного транспорта был лишь формальным. Сейчас в городе наносят разметку нового стандарта с небольшими разрывами и буферной зоной. Даже появились скоростные коридоры в левых полосах для ускорения движения!

В прошлом году обособили практически все проблемные места для трамвая. Мы долго об этом мечтали, но политика была простой: либо забор с бордюром, либо ничего – это долго и дорого, нужно было готовить проекты реконструкций. Сейчас же выяснилось, что обособление разметкой, знаками и камерами решает 90% всех проблем. В общем, молодцы!

9. Велопрокат

Велосипед – развлечение для лета и парков. Ещё недавно это было абсолютной истиной для чиновников и большинства жителей. Прокат же на практике доказал транспортное удобство велосипедов: быстро доехать до станции метро, от дома до магазина, к станции электрички и так далее. Поэтому с каждым годом число пользователей и поездок лишь растёт, несмотря на частичное покрытие, проблемы с состоянием велосипедов и переполненные станции. Многие (в том числе и я) после пользования велопрокатом купили личные велосипеды – нет зависимости от станции, сезона работы и прочих вещей.

Ещё важный момент: работа города с оператором и спонсором велопроката. Оператор может заниматься планированием и содержанием без опасений за свой бюджет. Для сравнения, в Петербурге и Казани схема работа иная, из-за чего прокат пришёл в упадок и практически не работает.

10. Платная парковка

Многие транспортные изменения скорее всего не случились бы без введения платной парковки. Это шокировало жителей, ведь их представление об автомобильных правах и «город должен бесплатно мне что-то дать» рухнули. Изначально многие восприняли ввод платы критически, но сегодня, как мне кажется, большинство трезво оценивает плюсы: в городе появилось больше пространства для жизни, а если очень нужно поехать на машине, то стало реально найти свободное место на улице. Изменение психологии жителей, изменение баланса распределения улицы и банальное удобство оправдывает плату.

Бесплатная парковка:

Первый день платной парковки:

Важно, что город с каждым годом всё быстрее учится точечно настраивать цену. Раньше в центре была одинаковая цена для центральных и спальных улиц, затем ввели разделение по времени суток, сейчас же на перегруженных улицах встать очень дорого, а на более свободных – дешевле. Эволюционный путь радует, ведь если плата есть, а мест на улице – нет, то платная парковка работает плохо.

Поделиться записью:

добавить меня в друзья

А ещё можно подписаться в...

Посты по теме:
Хороший Собянин

Плохой Собянин