Что делать с электросамокатами?
На наших глазах появляются новые виды городской мобильности! Практически как автомобиль век назад, только меньше, шустрее и доступнее: велосипеды, скейтборды, моноколёса и самокаты с батарейками и моторчиком. Если с велосипедом ситуация более-менее понятна в юридическом плане, то самокаты и прочие штуки до сих пор считаются пешеходами. В Москве, если я ничего не путаю, даже был случай ДТП пешехода с пешеходом – два самокатчика врезались друг в друга на тротуаре.
Очевидно, что нужны какие-то писаные правила для защиты людей вокруг и самих самокатчиков. В противном случае есть вероятность повторить опыт некоторых американских городов, где их просто решили запретить.
Электросамокаты (и прочие штуки, не буду каждый раз писать) позволяют быстро и без лишних трудозатрат проехать несколько километров. Особо отчаянные даже наматывают несколько десятков километров в день. Это не замена велосипеда, но такой транспорт хорошо решает вопрос последней мили: доехать от дома до метро, от станции электрички до офиса и так далее. Очевидно, что чем удобнее и быстрее человек ездит по городу без личного автомобиля, тем меньше у него зависимости от него – это плюс для всех.
Проблемы начинаются на тротуарах: практически все ездят по ним, и это даже по ПДД. Скорость пешеходов обычно от 2 до 6 км/ч, а у самоката с мотором она может достигать 25 км/ч – такое соседство некомфортно и опасно для всех. Но просто согнать этих людей на проезжую часть тоже нельзя, ведь плохой асфальт и машины, которые носятся на 80-100 км/ч.
Хорошая сеть велополос и дорожек могла бы решить эту задачу на какое-то время, всё же разрыв скорости между велосипедом и самокатом не так критичен. Со временем пришлось бы делать такие полосы шире, чтобы разводить педальную и электрическую технику, но это в перспективе.
Но инфраструктуры у нас нет, а задавать какие-то рамки нужно уже сейчас. Вчера, к примеру, в Госдуме обсуждали эту проблему с компаниями-операторами и просто людьми в теме. В целом все за допуск новой техники на велодорожки, но ведь некоторые штуки могут разгоняться до 60 км/ч – это было бы ошибкой.
Понятно, что нужно задать какой-то предел для тротуаров и велодорожек, но какой? 15, 20, 25, 30 км/ч? Некоторые операторы при этом предлагают отключить притормаживание техники при подходе максимальной скорости, якобы это опасно для управляющего лица.
Сейчас даже парковка техники не регулируется городами и федеральными актами. Гибкие принципы, мне кажется, могли бы задать какой-то ориентир хотя бы на первое время. Например, что самокаты с электроприводом и всякие моноколёса – всё-таки транспортные средства, управляющий должен выбирать безопасную для себя и окружающих скорость. Или ограничить парковку местами, где техника не будет мешать проходу людей и обслуживанию города.
Вопросов много, а ответов мало. Я очень боюсь, что у нас начнут жестить и писать детальные многотомные и непонятные правила, из-за чего или все будут нарушать, или просто отрасль не будет развиваться. А вы что скажете? Что делать с самокатчиками и прочими товарищами?