January 22, 2019

Рецепт безопасных дорог: меньше деревьев и больше асфальта

Широка Россия не только на просторы, но и на идеи. Пока где-то за федеральные деньги под видом улучшения городской среды закупают цветные заборы, в других местах на эти же деньги расширяют улицы и ставят уличные качели с красивым освещением. Но не одной федеральной программой живут сейчас города – есть же ещё Безопасные и качественные дороги!

Про дорожные проекты я уже рассказывал в прошлом году – во многих городах чиновники и проектировщики радостно отчитались за новые километры и выполненные сроки, а затем эти дороги стали убивать жителей. Неожиданно оказалось, что если максимально раздуть бюджет на знаки с жёлтыми рамками, поставить километры заборов и убрать ямы, то можно будет с чистой душой гонять и убивать.

В Смоленске изучили лучший опыт бездарной траты федеральных денег, поэтому решили пустить их на вырубку деревьев одной из центральных улиц города. Заодно пострадает трамвай и появится опасная велоинфраструктура.

Ещё полоса и всё поедет

Долгие годы города по всему миру пытались победить пробки развязками и расширением улиц. На выходе они получали ещё больше машин и неудобный для людей город. В городе мало пространства, а машина занимает слишком много места и везёт мало людей, поэтому дорожные революции осуществлялись за счёт общественного транспорта, тротуаров и жителей районов. Ходить пешком и ездить на трамвае или велосипеде становилось неудобно, поэтому каждый начинал мечтать о машине для побега от окружающего ужаса. Эту историю проходили Нью-Йорк, Лондон, Амстердам и Москва – итог везде был одинаковый.

Победить пробки смогли лишь с помощью полос для общественного транспорта, велодорожек и удобных тротуаров. Да, автомобилисты стоят в пробке, но их меньшинство и это их выбор – могут без пробок ехать на трамвае или автобусе. Но это не путь Смоленска!

Улица Урицкого – здесь добавят ещё одну полосу. Пропускная способность в вакууме должна увеличиться, вот только она упирается в улицы Николаева и Гагарина, которые сами по себе едут плохо. Тут мы вспоминаем золотые грабли отечественного трафик инжиниринга: развязка на улице за дохреналион рублей переносит пробку на 100 метров дальше – смысл тот же, хотя расширять будут всего лишь за счёт деревьев у окон жителей:

На проспекте Гагарина уже сейчас 3 полосы и трамвай, но этого оказывается мало! Деревья – это так несовременно и вообще полгода стоят без дела, намного лучше всё залить асфальтом ради новой полосы и парковки. Получится хорошая взлётная полоса и ужас для людей.

Трамвай, кстати, обособлять не собираются – места ж мало, как можно отнять одну полосу у машин?? Более того, новый радиус поворота взамен старого лишит возможности двум вагонам поворачивать одновременно придётся ждать очереди и терять время пассажиров.

Велополоса суицидников

Мэрия города с одной стороны прогрессивная – на проспекте Гагарина появится велополоса. Если я не ошибаюсь, это будет первая велоинфраструктура вне парков – это правильно и круто. С другой стороны, ехать по велополосе на огромной пятиполосной улице, где слева могут безнаказанно ехать машины на скорости 80 км/ч, а справа парковка и забор – самоубийство.

Есть множество пособий и принципов создания велоинфраструктуры, но ключевой фактор – чтобы мама с ребёнком могла по ней ехать и не бояться за свою жизнь. Поэтому велополосы без обособления делают лишь на улицах со скоростным потоком не более 30 км/ч, а выше – только с физическим буфером.

Где безопасность?

В наших нормативах чётко закреплён приоритет безопасности над пропускной способностью. При этом нет ни слова об удобстве вождения. Проекты же рисуют на основе каких-то фантазий и представлений о трафике на основе игры Need For Speed. Если бы смоленские чиновники, полицейские и проектировщики прочитали хотя бы несколько книг о транспорте и пытались анализировать статистику по аварийности, то знали бы: чем больше полос на улице – тем больше шансов получить кровавое ДТП; трамвай без платформ – потенциальные трупы; велополоса вдоль скоростной дороги – кегли.

Два стула

Самое грустное, что сегодня за пределами Москвы даже не знают, что можно сделать улицу безопасной и удобной для всех, при этом получить прирост провозной способности. Правильный дизайн улицы снижает количество аварий и заторов, паркующиеся машины не преграждают путь, трамвайные платформы и переходы вписаны в фазы светофора для машин и так далее. Есть простое правило: ну ещё асфальта и должно будет поехать.

Не будет чуда, пока улицами занимаются дорожники и строители. Когда проекты будут готовить архитекторы с транспортниками и урбанистами – улицы будут приятны для прогулок, безопасны для детей, комфортны для жизни, быстры для пассажиров и приятны для вождения. Пока же получайте асфальтовый плац с заборами и не забудьте поблагодарить мэра за освоение 660 млн. рублей в срок.

Использованы данные и картинки smolnarod.ru

Поделиться записью:

добавить меня в друзья

А ещё можно подписаться в...

Посты по теме:
Почему российские безопасные и качественные дороги убивают,а в Беларуси всё намного лучше

Как законно убивать людей и получать за это деньги

Как проектировать улицы