January 28, 2019

Зачем убирать вывески с фасадов

Что лучше: красивый город или развитие уличного бизнеса? Вы не поверите, но здесь не нужно выбирать – давно придуман инструмент, который позволяет сохранить приятный облик домов и способствовать развитию магазинов и заведений на первых этажах. В разных городах его именуют по-разному, но на просторах России лучше всего прижился термин «дизайн-код». Что это такое и зачем его делают?

Проблема

Архитектура – штука сложная и чувствительная, поэтому ей занимаются специально обученные люди, а города её охраняют. У нас легко можно воткнуть кондиционер на плечи атланта старинного особняка или повесить огромный лайтбокс вместо окна – всем кажется это нормально, но с таким же успехом можно взять старые картины известных мастеров и дополнить изображения фломастерами. Квадрат Малевича слишком скучен и непонятен? Так давайте дорисуем там жёлтым эмодзи.

Красивые дома и улицы мотивируют нас больше гулять, смотреть по сторонам и даже фотографироваться. Всё это монетизируется за счёт спонтанных покупок и рекламы через соцсети. Это же правило работает наоборот: страшный город вызывает желание быстрее сбежать с улицы, а не думать о покупках. Визуальное и аудио загрязнения прогоняют людей, от чего бизнес теряет покупателей. У кого-то вырабатывается защитная реакция на яркие вывески, но от этого продавцам лучше не становится.

Логика у бизнеса простая: чем больше вывеска, тем больше внимания и клиентов. Это работает на трассах с большими скоростями, но в городе всё не так очевидно: здесь другое поведение и среда вокруг. Начать хотя бы с исследований: основной потребитель уличного бизнеса – пешеходы, пассажиры общественного транспорта и велосипедисты. Этот фактор зависит от локации и типа заведения, но мы берём классический небольшой бизнес на первых этажах, а не ювелирные магазины или гипермаркеты типа Леруа Мерлен.

Недальновидное желание заработать легко может угробить вид целого квартала и стереть часть истории ради ложных целей. Ещё это ухудшает экономическую обстановку в городе и вредит покупателям, ведь за огромной вывеской или рекламой одного предпринимателя люди могут не заметить другие заведения. Получается, что более богатый диктует условия и не заинтересован поднимать качество сервиса и держать цены. Новому бизнесу сложнее прийти на рынок и давать людям что-то новое, а город недополучает налоги.

Что делать

Город должен задавать общие правила: где и как можно размещать вывески, а где нельзя. Регламент должен учитывать тип застройки и характер улицы. Глупо задавать одно и то же условие для дореволюционной застройки центра и панельных спальников. Ещё бы я советовал сначала сделать пилотный район внедрения с послаблением для первых участников. После исправления ошибок (они наверняка будут) можно распространять код порайонно.

было

стало

Согласование вывесок не должно быть трудным бюрократическим процессом с постоянными поводами дать взятку (как сейчас во многих городах). Для этого должна быть простая логика и открытость: вывески по дизайн-коду можно ставить без согласований, а индивидуальные хотелки должны идти на публичный совет.

Многие боятся потерять разнообразие и уникальность вывесок и города после ввода регламентов. Но дизайн-код не убивает разнообразие, а задаёт рамки дозволенного. Это как прописи: есть верхнее и нижнее ограничение, но внутри вы можете писать как хотите.

Ещё многие вспоминают про Таймс-сквер в Нью-Йорке, как там всё хорошо с огромными вывесками и билбордами. Есть лишь одна большая разница: это место изначально планировалось таким и повторить этот успех на своей площади Ленина у вас не получится.

Некоторые города пытаются решить проблему вывесок через паспорт фасада дома, где прописывают цвет дома и другие вещи, в том числе и по вывескам. Проблема лишь одна – у вас получится зоопарк. Каждый дом будет делать что-то своё, но не будет общего виденья ситуации. Поэтому я бы советовал идти от общего к частному, а не наоборот.

Первое время все кругом будут обвинять вас в попытках уничтожить бизнес, жаловаться в прокуратуру и кричать про нарушение частной собственности. Это обязательно случится и это нормально, но можно снизить уровень негатива – нужно объяснить цели дизайн-кода, плюсы для бизнеса и дать время. Нельзя просто приходить, неожиданно требовать выбросить старые вывески и поставить новые за месяц без объяснения причин и с угрозой штрафа.

К слову, хорошие застройщики и архитекторы думают о вывесках ещё на этапе создания концепции. Для этого закладываются специальные места над окнами, а с собственниками подписывают специальные ограничения при покупке или аренде. Это ещё редкость, но такое желание девелоперов создать комфортную среду и поддерживать её с помощью своих управляющих компаний радует.

Поделиться записью:

добавить меня в друзья

А ещё можно подписаться в...

Посты по теме:
В Петербурге началась архитектурная революция?