5 типовых ошибок организации движения для машин
Вот многие на меня ругаются из-за пропешеходных и протрамвайных настроений, мол прижимаю автомобилистов, хотя они тоже жители города. Не буду в сотый раз писать про нарушенный баланс и социальную справедливость, зато давайте поговорим про движение машин в городе. Дорожное движение должно быть удобным, логичным и эффективным, но с этим у нас пока очень большие проблемы. Хотя компьютерные симуляторы движения масштаба целого города в последнее время страхуют от каких-то самых нелепых ошибок, но освежить принципы всё равно не повредит.
Вы хотите ехать прямо, но вам мешает поворачивающая налево машина, вы притормаживаете, беситесь, а за вами накапливается хвост. Подсознательное желание в таком случае простое: запретить поворот и спокойно ехать дальше. Но тут кроется ошибка: желающие повернуть никуда не денутся, зато нагрузка на следующие повороты и улицы вырастет – придётся ехать длинным путём и занимать улицу своей машиной дольше. В масштабе заезда во двор это не так критично, зато закрытые повороты на несколько улиц могут суммарно увеличить пробки во всём районе на пустом месте.
Запрещать повороты нужно лишь в исключительных случаях. Как правило, всегда можно найти отдельное место для поворачивающих за счёт сужения остальных полос или небольшого запрета парковки. Это может быть не прямо отдельная полоса, а общая широкая полоса, чтобы была возможность обрулить машину. Невероятно, но наши излишне широкие дороги и улицы в этом приходятся очень кстати.
Это такая разновидность «ещё одной полосы». От пробок такое решение спасает очень редко, скорее даёт временное облегчение. Зато появляются знакомые перепробеги транспорта и сложность подсознательной ориентации: вы сюда приехали, но как уехать обратно? Особенно печальны односторонние улицы при больших кварталах и кривых улицах – ещё найди улицу с движением в обратную сторону и доедь до неё.
Пространство улиц ограничено физически, поэтому его нужно расходовать с умом. Наши ГОСТы предполагают разметку для парковки размером с танк, но некоторые проектировщики идут дальше и закладывают целую полосу движения для парковки. В итоге один-два метра асфальта просто пропадают:
В Москве в таких случаях расширяют тротуары, а раньше делали ещё велополосы – два лишних метра с каждой стороны как раз подходят для разметки полосы для велосипедистов. Но если взять эту излишнюю ширину парковки и самих полос, то только за счёт переразметки можно сделать ещё полосу для машин, автобуса или ряда на поворот. Учитесь использовать улицы бережно!
В последние годы на привычных для многих улицах полностью или частично запретили парковку. Притом раньше все парковались и проезжали, а потом оставлять машины запретили и запугали эвакуаторами. Это проблема не только Москвы и связана она с нашими твердолобыми ГОСТами. Вот так делать теперь нельзя, хотя улица небольшая и даже пожарная машина с мусоровозом легко проезжает.
Это было сделано из-за юридических причин: на ещё один ряд по нормативам может не хватать всего 10см, но всё равно повесят крест. Обычно это делают в рамках комплексных схем организации движения и актуализации проектов – всё должно быть по ГОСТам, иначе ГИБДД и штрафы.
Изначально проблема в устаревших стандартах, которые давно пора обновлять. Над этим даже работают некоторые мои знакомые, но процесс долгий. Можно попробовать обойти этот идиотизм через знаки дворового проезда или зоны парковки на въезде в квартал – тогда не нужно размечать каждое место, водители руководствуются ПДД. Но увы, решаются на такой ход очень редко.
С помощью увеличения зелёного сигнала для машин пытаются прибавить пропускную способность перекрёсткам. Часто из-за этого страдают пешеходы и общественный транспорт, но достаётся и автомобилистам – пока одни долго едут, другие долго стоят.
Победить пробки можно лишь с помощью эффективного общественного транспорта и удобного перемещения пешеходов с велосипедистами. Увеличение же фаз имеет эффект «ещё одной полосы» и работает недолго. Кроме того, если вдруг на светофоре сломается датчик обратного отсчёта, все кругом будут уверены в неисправности светофора и будут пытаться проехать на красный.
Нормальная фаза для стандартных Х-перекрёстков с несколькими полосами должна быть 20-30 секунд каждому направлению. На огромных площадях и сложных перекрёстках всё иначе, за полминуты можно даже не успеть проехать, но это проблема неправильного проектирования в целом – нужно заниматься гуманизацией пространства и делить один большой асфальтовый плац на множество мелких.
Откуда берутся пробки? Почему не стоит бороться с пробками Способы деавтомобилепользования Как автомобили захватили улицы
Сколько переварит полоса Обратная сторона односторонних улиц Про запрет поворота налево Плюсы каршеринга