Почему нельзя запрещать автомобили. Пока что.
Я очень не люблю категоричность и желание решить сложную проблему лёгким путём – вот ни разу ещё не бывало, чтобы они нормально работали. Тут можно вспомнить наши любимые заборчики вдоль улиц – это как раз такой случай: водители сбивают людей, поэтому давайте просто уберём пешеходов. Итог, наверное, вы сами понимаете: изуродованные улицы, миллиарды рублей на металлолом, имитация безопасности и прочие вещи. Про всю Россию не скажу, но в Москве на фоне небольшого снижения аварийности наблюдается рост числа сбитых пешеходов – вроде заборы делают, яркие знаки ставят, плакаты развешивают, а становится хуже.
Многим людям искренне не нравится, как автомобили захватывают города: улицы становятся опасными, ходить приходиться зигзагами, ожидание зелёного на перекрёстке превращает вас в сосульку, развязки стабильно ухудшают работу общественного транспорта и вызывают боль. Они видят проблему, и в голове рождается простое решение: давайте запретим эти автомобили. Но это не решит дело.
Нам всем нравится выходить из дома и сразу садиться в тёплую машину с настроенным радио и удобным креслом. Это касается охранников, бизнесменов, учителей, хипстеров и даже депутатов. Далеко не все видят дальше капота автомобиля, поэтому проблема плохого города им не очевидна, а судить они могут на уровне «ровные дороги или убитые». Естественно, что ни один политик в здравом уме не решится взять и сразу запретить машины – ему устроят самосуд, но и без этого он сам пострадает.
Решение без подсчёта экономики по умолчанию вредительское. Ценности безопасного и удобного города для пешехода приятны, но как вы будете доставлять продукты в магазины, мебель в дома покупателей и прочие грузы? Пока ничего экономичнее и быстрее автомобиля не изобрели, лишь некоторые виды бизнеса могут частично пускать курьеров пешком или на грузовых велосипедах. Можно даже делать грузовые трамваи, но это не обеспечит гибкости.
Вся инфраструктура городов на случай чрезвычайной ситуации выстроена вокруг автомобиля: пожарные, скорые, полиция, газовики и даже настройщики светофоров приедут на автомобиле. Их тоже запрещать?
Общественный транспорт может вывозить и быть удобным многим, но никогда не будет подходить всем. Всегда будет несколько процентов населения, для которых новые быстрые трамваи, дорогое и красивое метро или модные электробусы не будут подходить. Пускать новые маршруты ради нескольких человек в день можно, но стоить это будет дороже работы такси – обществу проще и дешевле дать ему возможность доехать на автомобиле.
Кроме того, большинство российских городов достигли такого дна, что их общественный транспорт не может вывозить даже существующих пассажиров.
Город может быть безопасным, комфортным и красивым с автомобилями на улице. Важно лишь понимать баланс: сначала пешеход с велосипедистом, общественный транспорт и лишь потом личная машина. Поездка на своём автомобиле может стоить дорого, вместо прямого пути будет зигзагообразный маршрут из-за пешеходных зон, или же не будет возможности проехать транзитом по короткому пути – человечество придумало множество административных и физических мер, чтобы человек сам выбрал велосипед или трамвай для своих каждодневных поездок, оставив машину на парковке.
Дизайн пространства помогает выстроить понятные приоритеты и сделать город для людей с сохранением движения автомобилей. Достаточно ставить правильные цели, не бояться сложных задач и думать обо всех жителях. Совсем убирать движение машин я бы советовал лишь в знаковых местах и в рамках общей транспортной стратегии.
Возможно, когда-нибудь дроны заменят газельки или пневмопочта из футурамы будет доставлять из Икеи вещи, но пока это работает в очень ограниченном виде и я не особо верю в распространение этой технологии при нашей экономике. Вот если появится что-то недорогое, надёжное и универсальное – поговорим о запрете привычных автомобилей.
Принципы пешеходности Как сделать хорошую улицу? 50 причин иметь пешеходный город Пешеходный Таймс-сквер