February 6, 2019

Почему в моём городе плохой трамвай

Изначально этот пост я хотел посвятить Калининграду, где в 2003 году всё городское трамвайное хозяйство было живо и эффективно, а в 2019 году от прекрасной системы остался один полуживой маршрут и в кулуарах говорят о полном закрытии движения. Но затем я вспомнил про Тулу, Тверь, Красноярск, Омск, Волгоград и десятки других городов по всей России. Как так вышло, что до революции и в советское время трамвайное движение было перспективным и даже окупаемым, а сейчас у нас почёт маршруткам? И почему же в Европе, Азии и Северной Европе трамваи сохраняют и развиваются, а у нас сплошная деградация? Давайте попробуем разобраться!

Трамвай — это сложно

В железном вагоне с двигателем и пантографом нет ничего сложного, но вот превратить кусок стали на колёсах в удобный общественной транспорт сложно. Чтобы привлечь пассажира с деньгами, нужно работать над обособлением, расписанием, безопасными платформами, удобными билетами и прочими скучными вещами. Без обособления нельзя сделать удобное и быстрое расписание, но просто рисовать выделенку нельзя, ведь нужно ещё работать со светофорами и строить удобные хабы, а к этому требуется проект реконструкции улицы и тд и тп — одно тянет за собой второе и третье.

Для одного образцового маршрута нужно переделывать практически всю сеть. Это большая технологическая, аналитическая и административная работа нескольких департаментов города.

Маршрутки выгоднее для уважаемых лиц

Общественный транспорт практически никогда не окупается. Есть отдельные прибыльные маршруты, но они компенсируют работу остальной маршрутной сети. Просто убрать нерентабельные трамваи или автобусы нельзя, ведь тогда жители не смогут добраться до этих единичных маршрутов, и они тоже перестанут быть выгодными. Поэтому, кстати, нельзя резать отдельные участки трамвайной сети — даже небольшая связка в 200 метров может вызвать значительное падение числа пассажиров.

Экономика транспорта — ещё одна очень сложная штука, особенно с трамваем, где нужно считать на десятилетия вперёд. Поэтому многие предприимчивые люди у власти пытаются упростить себе жизнь и заодно подзаработать: появляются маршрутки. Про этих паразитов я писал отдельно, поэтому скажу главное — этот вид бизнеса существует ради чёрного нала и только, поэтому их пускают на самые выгодные маршруты, по которым практически всегда ходят трамваи. Начинается конкуренция между видами общественного транспорта, от чего трамвайное предприятие начинает терять выручку, а на ремонт путей, новые трамваи, красивые павильоны и прочие приятные вещи денег не остаётся.

Трамваи держатся дольше автобусов и троллейбусов за счёт большого жизненного срока и простоты, но даже у них есть свой ресурс. Если умирает трамвай, маршрутки побеждают: начинается монополия и полный кабзец для жителей. Достаточно посмотреть на Воронеж или Тверь, которые всё развалили за последние 20 лет. В Воронеже сейчас каждые несколько месяцев выдают инновационные планы по спасению города, но дальше ПАЗиков и Газелей дело не идёт.

За что транспортники любят трамваи

Стремительное перерождение трамвая и постоянные посты урбанистов об этом виде транспорта случились не просто так. Так уж вышло, что провозная способность у него самая большая из уличного транспорта. Перевозить больше могут метро и электрички, но их строительство и содержание обходится в разы дороже. Ещё трамваи ездят по улицам и до них проще добраться — можно выйти из дома и быстро сесть внутрь без забегов до станций и спусков-подъёмов.

трамвай Стамбула

Трамваи могут быть очень длинными, а ещё их можно сцеплять — такой возможности нет у автобусов или троллейбусов (не будем вспоминать извращения). Поэтому такая система может легко масштабироваться без увеличения штата водителей: население города выросло — прицепили по вагону к уже имеющимся трамваям и увеличили провозную способность в два раза. Нужно ли говорить, что такой фокус для машин возможен лишь в случае сноса домов для расширения улицы?

трамвай Лейпцига

Построить эффективную трамвайную сеть с нуля стоит очень дорого, зато содержание будет обходиться дешевле: тут нет аккумуляторов, сложных двигателей на бензине, асфальта, станций и туннелей. Поэтому многие города мира отдают приоритет трамвайным линиям, а не метро.

трамвай Риги

Если в вашем городе не успели порушить линии, депо и подстанции, то вам повезло — реанимировать трамвай будет намного проще. Если успели, то потребуется землеотвод, выкуп территории, большая бумажная работа для реконструкций, перенос коммуникаций и ещё 100500 дел. Всё это дорого стоит и занимает уйму времени, поэтому даже в случае закрытия трамвая не нужно снимать рельсы с баланса предприятия — так вы облегчите работу городу в будущем.

артефакты прошлого в Калининграде

Как сделать хороший трамвай

Это хороший вопрос, с длинным списком ответов. Начнём с главного: хороший общественный транспорт не окупается, его нужно субсидировать. Если этого не делать, экономический вред от пробок, агрессивной среды и маршруток будет значительно больше для города и жителей. Деньги всегда можно найти или привлечь — это вопрос желания, ведь на бесполезную побелку деревьев или подземные переходы как-то находят. Также сейчас по стране шагает призрак концессий, когда часть затрат на себя берёт бизнес в обмен на гарантии и прибыль с нормального трамвая.

питерский Чижик

Закупка новых вагонов самый простой для всех процесс, но в этом не будет смысла без ровных рельсов и обособления. Купить б/у рельсы у железнодорожников можно относительно недорого: по ним нельзя пускать товарные поезда, но для трамвая они очень даже сгодятся. Также нужны стрелки с подогревом и дистанционным переключением (водитель замыкает цепь при подъезде газом/тормозом) — лучше брать чешские или австрийские.

Обособить трамвай разметкой и знаками стоит недорого, а камеры очень быстро отучат водителей притворяться трамваями. Это может оскорбить чувства автомобилистов, но делать приоритет нужно даже на однополосных улицах — просто закрываете транзит для машин. Чем чаще будут меняться фазы движения на светофорах, тем лучше, иначе трамваи будут сбиваться в паровозики и медленно ездить. Без всего этого не получится настроить расписание и понятный график движения для пассажиров.

Когда вы сможете из имеющихся путей и вагонов сделать удобный транспорт для всех жителей, уже можно будет переходить на следующий уровень: делать платформы, закупать новую технику, достраивать необходимые участки, заниматься навигацией, оптимизировать маршрутную сеть и так далее. Первые шаги будут очень сложными, ведь ни чиновники, ни жители не будут вас понимать. Зато потом всё должно будет пойти проще и легче — все увидят, что трамвай вывозит.

Поделиться записью:

добавить меня в друзья

А ещё можно подписаться в...

Избранные посты про общественный транспорт

Каким должен быть городской общественный транспорт? Интермодальная транспортная система 24 на 7, или как работать транспорту Об общей логике билетной и тарифной систем

Социальный транспорт Трамвай как инвестиция Где взять денег Как сделать хорошую выделенку

Зачем городу ТПУ и как их делать хорошо Проблема последней мили Зло от автобусных карманов Обособление трамвая: зачем и как

Турникеты на вход Простое правило метро Как обезопасить остановки трамвая