Что вы знаете о разметке?
Как сейчас наносят линии? Что означают разные цвета? Что будет, если вообще убрать разметку или сделать её умной? Давайте сегодня поговорим об этом!
Краткая история
Первая дорожная разметка белого цвета появилась ещё в 1918 в Соединенном Королевстве, но стандартизации не было вплоть до 1926 года. Уже тогда белые линии были нанесены на перекрестках и пешеходных переходах, сигнализируя о том, что водитель должен остановиться. К 1940-м годам белые линии использовались для разделения полос движения, разделяя дорогу по середине. Желтые линии разметки появились к концу 1950-х годов. Они обозначали ограничения на парковку, ожидание и загрузку.
Сегодня в большинстве случаев для нанесения дорожной разметки используют термопластик. Он более дорогой по сравнению с краской, но дольше лежит и не так сильно выцветает со временем. Термопластик также можно нарезать на куски нужного размера перед нанесением, что значительно сокращает время и трудозатраты на разметку дороги. Есть технология капельного нанесения пластика: это дешевле из-за меньшего расхода материала и сохраняется рельефная поверхность для лучшего сцепления (особо важно для велосипедистов и мотоциклистов).
Хотя белые и желтые линии являются самой распространенной дорожной разметкой в мире, они далеко не единственные. Можно встретить разметку синего, красного и зеленого цвета. Сплошная красная разметка аналогична сплошной желтой: вдоль дороги она указывает, что парковка и остановка запрещены. Однако на таксистов или обладателей синего значка (инвалидов), эти правила не распространяются.
Сплошная синяя разметка, в зависимости от того, где вы находитесь, может иметь совершенно разные значения. На побережье Новой Зеландии такая разметка обычно указывают на основные зоны эвакуации в случае цунами. Когда происходит сильное землетрясение, жителям рекомендуется выйти за пределы ближайшей синей линии, что приведет их в безопасное место. В Калифорнии сплошная синяя линия на бордюре означает, что парковка разрешена для инвалидов или водителей инвалидов.
Умная разметка
В Великобритании уличное освещение в одной только Англии обходится около 616 миллионов фунтов стерлингов (967 миллионов долларов) в год. Кроме того, на него также приходится почти треть выбросов углерода в стране. В Соединенных Штатах только коммерческий сектор, который включает освещение улиц и автомагистралей, использовал в 2012 году 274 млрд. киловатт-часов электроэнергии. Кроме того, города по всему миру прибегают либо к приглушённому освещению, используя «умные» фонари, которые включаются только при необходимости, либо полностью отключаются в тёмное время суток для экономии средств и снижения выбросов углерода от электростанций.
Сплошная зеленая разметка вероятно, в ближайшем будущем может стать нормой в Нидерландах. Голландская инженерная фирма Heijmans в сотрудничестве с художником Дааном Розгаардом разработала зеленую биолюминесцентную разметку. Покрытие поглощает свет в течение дня и может светиться ярко-зеленым цветом до 10 часов ночью. Эта инновация может снизить потребление электричества для освещения шоссе.
Летом 2014 года концепция светящейся разметки была реализована в тестовом режиме на 15 000 футов (1452 м) на шоссе N329 до города Осс, в 60 милях к юго-западу от Амстердама. Помимо светящейся разметки, в концепцию «умных» шоссе также входили:
• чувствительные к температуре дорожные краски, которые предупреждают водителей о гололёде, меняя цвет;
• интерактивные огни, которые включаются, при приближении автомобиля;
• «ветровые огни», приводимые в действие небольшими генераторами, вращающимися от ветровой тяги проезжающих машин
• полосы приоритетного движения с индукционными катушками, которые заряжают электромобили во время движения.
Благодаря оптической иллюзии издалека разметка выглядит как одна линия. Но при ближайшем рассмотрении выясняется, что на самом деле это три параллельные линии, созданные путём высечения неглубоких каналов в дорожном покрытии с последующим заполнением их люминесцентным гелем. Линии достаточно яркие, поэтому даже во время тумана их хорошо видно. По утверждению разработчиков, такое покрытие обходится дешевле установки фонарей на соразмерном расстоянии. Также цена за милю будет уменьшаться по мере увеличения масштаба применения.
Как безопаснее: с разметкой или без неё?
А что будет, если убрать дорожную разметку вовсе? Это предложение вызвало множество споров, но исследования показывают, что удаление дорожных знаков и разметки может привести к повышению безопасности дорожного движения. Исследование Transport for London показало, что средняя скорость движения автотранспорта снизилась на 13% при отсутствии дорожной разметки: без неё водители управляют автомобилем более осторожно. Возможно, дорожная разметка когда-нибудь уйдет в прошлое, но пока этого не произошло, не стоит её игнорировать.