Что мы сделаем с Невским проспектом
Невский проспект в Петербурге лучше Тверской улицы в Москве в тысячу раз: много наземных переходов и даже есть выделенка. Но это всё ещё взлётная полоса, которая приводит к жертвам из-за тупости петербургских чиновников и гаишников. У такого тугодумания есть вполне реальные жертвы – только позавчера водитель вылетел на тротуар: убиты двое, трое в больнице.
Можно долго рассуждать о неотвратимости наказания, штрафах и дисциплине, но есть простой факт: на наших улицах можно удобно ехать быстрым трезвым и вменяемым, а под алкоголем или наркотиками это лишь усугубляется. Отечественная практика пытается бороться с последствиями неправильного дизайна улиц, хотя нужно искоренять саму суть проблемы: по улице не должно хотеться ехать быстро, а ошибки водителя не должны приводить к жертвам.
Невероятно, но с прямыми руками можно сделать улицу безопасной для каждого и даже повысить её провозную способность!
Я предлагаю вместо выделенной полосы по краям, которая всё равно не работает, организовать трамвайно-автобусные полосы по центру (но не как на Лиговском, а нормальной ширины), с остановками-островками, двумя полосами для прочего транспорта в каждую сторону с уширениями перед перекрёстками до 3-4 полос. За счёт высвободившейся ширины сделать парковки для краткосрочной стоянки, парковки для такси, местами расширить тротуар, восстановить озеленение и т.д. Траектория движения при этом естественным образом получится искривлённой, погонять больше не получится, но т.к. пропускная способность определяется кол-вом полос перед перекрёстком, то автомобилизм особо не пострадает.
Выделенная полоса по центру предоставляет общественному транспорту почти абсолютный приоритет в движении, так что транспортная функция улицы в целом возрастёт весьма значительно.
Хорошая новость состоит в том, что безопасные улицы одновременно являются и удобными, и эффективными, и эстетически более привлекательными, чем опасные.
Телеграм-канал Грубо говоря
Невский проспект сейчас работает плохо для всех: пешеходы не помещаются на тротуаре, общественный транспорт не может нормально ехать из-за криворукой выделенной полосы, машины стоят в пробке из-за всеобщей халявы и плохой городской среды, а про велосипедистов я вообще молчу. С этим давно пора что-то делать, но вечно всё сводится к двум вещам: либо закрываем движение вообще и делаем пешеходную зону, либо не делаем ничего. Побеждает второй вариант, хотя можно найти баланс и избежать первого сценария.
Петербург деградирует из-за провальной транспортной стратегии: пешеходы не воспринимаются серьёзно, общественный транспорт стоит в пробках, велополосы обрываются на перекрёстках, а потом все удивляются пробкам. Чуда не будет: места на улицах мало, а машины везут всё так же мало людей и занимают всё так же много места. Поэтому города выстраивают приоритет вокруг пешеходов, трамваев и велосипедистов – они не создают пробки.
Буквально несколько дней назад я был в Гётеборге, где одна из главных улиц центра выглядит так:
Трамваи и автобусы едут по центру, затем идут островки безопасности, приподнятые переходы, проезжая часть из брусчатки с ровной полосой для велосипедистов, после чего парковка. По такой улице физически не получится разогнаться и убить людей. Ещё такое решит проблему пробок пешеходов на тротуаре, прокачает общественный транспорт до нормального состояния и даст возможность парковаться на улице. Уверен, что на Невском места хватило бы даже для двух полос и высадки деревьев.
Но я практически уверен, что этого не будет: ни один чиновник Смольного не будет наказан за опасную улицу в центре города и смерти, гаишники испугаются чего-то нового и так далее – руководству города проще будет обвинить в смертях одного водителя, чем признавать свои ошибки и создавать условия для предотвращения подобного в будущем. Такая система управления городом держится на крови, но у всего есть свой предел. Хороший Петербург начнётся с островков безопасности на Невском и последующей гуманизации города.
Посты по теме:
Танец с акулами на улицах