Гётеборг — город ламповых трамваев
Каждый город должен работать над своим видом и имиджем. Важно не просто поддерживать дома в нормальном виде, убирать улицы и делать комфортную городскую среду для жизни — нельзя забывать про индивидуальность. Детали, архитектура и транспорт — вещи, по которым люди отличают один город от другого. Вы никогда не спутаете Нью-Йорк с Парижем или Барселону с Москвой, потому что они разные и это откладывается в голове.
Большим городам проще создавать уникальную архитектуру или вкладывать деньги в специальный дизайн автобусов, но что с небольшими городами? Церквями и пряничными домиками не удивить людей. В шведском Гётеборге, например, неплохой старый центр, немного современной архитектуры и просто комфортно — это хорошо, но таким может похвастаться каждый второй город Европы. Но, кажется, здесь нашли выход — они просто поддерживают старые трамваи в хорошем состоянии, а они уже формируют индивидуальность.
Трамвайная система Гётеборга — самая большая в Скандинавии: в ней 12 постоянных маршрутов и один туристический. За год система перевозит примерно 100 миллионов человек.
Первый трамвай, в то время еще конный, появился в Гётеборге в 1879 году. Электрические трамваи появились на улицах города в 1902 году.
Занятные факты: с 1911 и по 1962 год в гётеборгских трамваях висели почтовые ящики, а в 1913 году на борт вешали ящики с цветами для украшения центральных маршрутов.
В прошлом веке систему думали закрывать или сокращать для оптимизации расходов, но было решено продолжать поддерживать и развивать трамвай. Городские власти практически всегда заботились о трамваях и считали своим приоритетом их развитие. Взамен они получили предприятие, которое большую часть своей истории приносило городской казне стабильную прибыль.
Как не влюбится в этот старый дизайн?
По городу ходят и новые трамваи, но их дизайн совершенно никакущий. Лишь при обработке фотографий я понял, что забыл отснять их нормально.
На сегодня с трамваем есть две проблемы: низкие скорости в центре и дорогие работы по расширению сети. Первое пытаются решить за счёт приоритета на улицах и перекрёстках — вагоны не зависят от ситуации на дорогах, а зелёный сигнал светофора включается при приближении любого трамвая.
Дизайн улиц тоже способствует ускорению трамвая: машины петляют и едут медленно, а для трамвая прямой путь. Многие пешеходные переходы сделаны без приоритета через пути:
Реконструкция улиц и укладка путей стоят дорого, а вывозить людей надо. Поэтому на улицах без трамвая хорошо развит автобус: практически везде выделенные полосы и нечастые остановки для повышения средней скорости.
Даже не представляю, как такие большие автобусы входят в повороты на небольших улицах:
Это односторонняя улица, но автобусы ездят в обе стороны: для машин перепробег есть, а для пассажиров — нет. Также хорошо виден баланс, ведь половина проезжей части отдана под общественный транспорт.
Автобусная выделенка на поворот с трамваем и обособленная полоса для проезда прямо:
Иногда автобусы заезжают на пути. Это тормозит трамвай, но места под две выделенки сложно найти в историческом центре.
Именно в Гётеборге заработал первый в мире постоянный маршрут с электробусами:
Город совместно с Вольво запустил маршрут №55: три полностью электрических автобуса и семь с гибридной силовой установкой. До 2025 город планирует перевести 95% всех перевозок на общественном транспорте на возобновляемые источники энергии.
Электробусы — тема очень интересная, но меня пока смущает один факт: ещё ни один электробус не отъездил свой запас. Никто просто не знает, сколько они будут работать и что делать с аккумуляторами.
Многие остановки сделаны с зелёной крышей:
Обычно они типовые, но есть индивидуальные со столиком и онлайн табло. Конструкция просматривается и проходная, но не продувается.
Туалеты тоже с зелёной крышей, а ещё бесплатные. Сбоку есть кран для налива питьевой воды:
Здесь очень любят наносить свой герб на разные детали города. Это делают не только из эстетических соображений, но и практических. Например, чтобы не изрисовали заднюю часть знака (все же помнят правило белого листа?).
Даже обыденные вещи становятся индивидуальными и ассоциируются с местностью. Боковая вставка сделана для упрощения сбора пластиковых бутылок:
Случайно зашли на кладбище в центре города. В Европе их часто совмещают с парками, но делают только тропинки и скамейки:
Больше удивили колонки с водой и общественные лейки:
Это уже обычный парк, просто Гётеборг напомнил Петербург:
Заменяют треснувшие плиты. С помощью вакуумных присосок и техники плиты перемещают в нужное место — у нас не видел такого, обычно гранит таскают руками или обычным трактором.
Шведы не очень большие специалисты в велосипедизации городов, но минимальный набор дорожек и безопасных переходов есть:
Именно в Швеции была придумана система Нулевой терпимости к смертям, которую сегодня активно внедряют по всему миру. В плане безопасности движения здесь всё очень хорошо, но вот активно пересаживать людей из машин на велосипеды здесь лишь планируют.
Про островки безопасности я уже писал, но здесь множество разных дизайн-решений на улицах. Думаю, подробно напишу об этом позже. В целом, улицы и дороги строят таким образом, чтобы человеку и не хотелось нарушать правила или быстро ехать.
Был встречен целый один надземный переход, снизу шёл обычный переход. С безбарьерной средой здесь всё очень хорошо.
Закончить хотел бы местным вокзалом — он совершенно обычный:
Зато рядом с путями есть небольшой магазин, сделанный из старых контейнеров:
А прямо напротив платформ с поездами — автовокзал. Простая, но красивая архитектура, даже деревья высадили внутри. Здание само вырабатывает электроэнергию, на входе даже висит табло с информацией за последние несколько дней. Хороший пример функционального, красивого и эффективного автовокзала.