Будут ли довольны потомки новым районом?
Основная проблема с новыми районами российских городов заключается не в плохой архитектуре, неудобных дворах или ужасном транспортном обслуживании – это последствия одной простой, но крайне важной проблемы: никто не думает, что с этими домами и жителями будет через день после сдачи домов. Одним важно быстро продать квартиры, другим – отчитаться о новом рекорде сданных метров.
Самое печальное, что потенциальные жильцы тоже не думают о будущем во время покупки. Это одно из самых важных вложений в жизни человека, но все смотрят на первичную цену и не думают о возможных проблемах и потерях. Поэтому вопросы парковки, детских садов, утренних пробок или отсутствие парков возникают не до покупки, а через год-два после – до людей неожиданно доходит печальная реальность. И ведь это лишь верхушка айсберга, потому что дома время от времени нужно ремонтировать, управлять общим имуществом и так далее.
Сегодня я хочу вам показать район Хаммарбю Щёстад в Стокгольме. Здесь не торопились с проектом и сдачей, за счёт чего получился сбалансированный и устойчивый к изменениям полноценный район города.
В начале 1990-х мэрией Стокгольма было принято решение о превращении старой промышленной зоны в современный жилой эко-район. Сегодня здесь практически всё застроено и заселено:
От промышленного прошлого здесь остались краны:
Сортировка отходов и транспортировка идёт вакуумным способом по подземному коллектору. Здесь нет неприятного запаха или паразитов, жители не просыпаются по утрам от грохота мусоровоза, а компании не тратят лишние деньги на бензин:
Внутри домов бывают специальные дисплеи, которые выводят показания счетчиков по дому. Каждый может посмотреть свои результаты и снижать уровень потребления.
Здесь квартальная планировка застройки, поэтому дворы закрыты от улицы не заборами, а самими домами. Подъезды сквозные, с одной стороны обычно есть общий проход во двор. Машин нет, зато велопарковок много:
Есть оранжереи, в которых можно собираться с друзьями по предварительной брони, но даже без этого много места для отдыха.
Благоустройство двора простое и долговечное, ориентированное на всех жителей: можно побыть с ребёнком, устроить ужин вдвоём, посидеть с друзьями или просто почитать книжку. Нет, алкоголики всего района не приходят к вам во двор.
Без огромных бюджетов здесь смогли сделать комфортную среду для каждого жителя.
Многие квартиры имеют свой вход и небольшой участок со стороны двора. Это повышает привлекательность первого этажа для жилья и снижает стоимость содержания двора для всех жителей:
Большие игровые вынесены из квартала на набережные, парки и бульвары:
Крутой детский городок, который я показывал ранее, как раз распложен у одного из детских садов. На фоне уже старые дома ;)
Зимой многие общественные пространства пустеют – это нормальное явление для северных стран.
Но набережная в середине буднего дня не казалась мёртвой:
Везде есть контакт с водой, это очень круто:
Переработка и вторичное использование отходов сделано в самом районе за счёт компостов, общественных огородов и очистки. На каждую квартиру приходится 25 м. кв. зелёных зон во дворах или придомовых территориях.
Ступенчатая обработка канализационных сточных вод позволяет использовать воду внутри района и получать тепло для централизованного отопления. Горючие перерабатываемые отходы сжигают, а тепло от этого также идёт в отопительную систему зданий.
50% потребления электроэнергии и тепла покрывается из переработанных органических и горючих отходов района. Можно долго смеяться над раздельным сбором мусора или переработкой отходов внутри района, но это позволяет снизить ежемесячные платежи за коммуналку.
В районе построено 8 начальных школ, 17 детских садов, 2 средние школы, Библиотека, театр, информационный центр экологии, школа для умственно отсталых детей.
Также здесь есть дома для престарелых, медицинский центр мамы и ребенка.
Район изначально планировался с упором на экологические средства передвижения. Здесь уже ходит трамвай:
Хорошие тротуары и проницаемая среда для пешеходов и велосипедистов:
Велоинфраструктура есть лишь на магистральных улицах, но качество полос и дорожек не дотягивает до Копенгагена или Нидерландов:
Здесь нашли хороший компромисс удобства и безопасности: на машине можно проехать и даже припарковаться, но для поездок внутри района и по городу проще использовать свои ноги, велосипед или общественный транспорт.
Мосты в первую очередь для пешеходов и велосипедистов. Хочешь на машине – едь крюками:
Хороший пример 100% защиты пассажиров: автобус блокирует движение и люди могут безопасно перейти на все стороны.
Уже во время планирования здесь закладывали будничную модальность поездок людей: 52% поездок на общественном транспорте, 21% на работу на личном автомобиле, 27% пешеходного и велосипедного движения. Ещё тут ходят городские паромы:
Здесь построено 4000 парковочных мест в гаражах и 3000 на улице. Уличная парковка платная и с ограничением по времени:
Парковочный карман здорового человека:
Район человеческого масштаба, максимальная высота 7 этажей:
Плотность высокая, но за счёт разумного использования земли удаётся понизить этажность и создать комфортную среду. Пространство не давит теснотой, но и не страдает от пустырей:
Размер района 2 км кв.: 0,4 км кв. вода, 1,6 км кв. земля.
У кого-то есть прямой доступ к воде:
Да, тут можно упасть в воду. Ещё можно идти по лестнице, упасть и умереть. Не нужно делать благоустройство исходя из защиты от суицидников – нужно всё же слушать голос разума. Какой был бы смысл в воде, если бы её нельзя было потрогать или просто помочить ноги жарким летним днём?
Район строился исходя из 20 500 проживающих.
В среднем тут по три комнаты на квартиру, среднее количество проживающих в квартире – 2,27 человека. Средний доход жителя: 421 000 шведских крон в год (4 000$ в мес.)
Здесь же заложено 250 000 м. кв. торговых площадей.
В районе распложены офисы, лёгкая промышленность, торговля, рестораны, магазины. Это полноценный городской район, а не спальник.
Район был разделён между 41 девелоперами и привлечено 29 архитектурных бюро.
Все дома разные, нет ощущения стерильности и Ctl+C-Ctrl+V.
Здесь не боятся использовать чёрные цвета. Обратите внимание, что размер плитки идеально бьётся с размерами окон – её не пришлось пилить на коленках перед монтажом и вставлять абы как:
Это дом из Воронежа, где девелопер не стал париться работой с фасадом. Вроде мелочь, а дом сразу выглядит бракованным. Просто представьте, что у вашего Айфона задний корпус выпирает на миллиметр вбок – на работу не влияет, но неприятно и бесит.
Вся среда доступна для маломобильных:
В проект было инвестировано 5 млрд от государства и 30 млрд частных крон. На мой взгляд, район получился качественным и долговечным. У меня нет опасений, что через 30-50 лет здесь будут трущобы или придётся вкладывать много денег в его реновацию – его сразу заложили устойчивым на будущее.
В случае изменения спроса можно будет относительно несложно провести реновацию домов: из жилья в офисы или из офисов в жильё – попробуйте проделать такое с 25-этажными панельками у нас.
Дома строят на долгие годы, часто они переживают своих строителей и архитекторов. Даже вопрос устаревания фасада должен подниматься на этапе проектирования – вы замечали, что многие наши дома спустя пару лет после сдачи выглядят хуже, чем старинные дома Петербурга?
Дома и районы изначально должны программироваться на успешное будущее, несмотря на социальные и экономические изменения в городе. Это не даёт 100% гарантий от превращения района в трущобы, но значительно снижает эту вероятность. Всё нацелено на то, чтобы недвижимость была востребована и приносила доход десятилетиями после завершения строительства. Нам такого подхода очень не хватает.
Как застраивать города Хватит делать спальники Немного про точечную застройку Цена одноэтажный России
Микрорайоны и кварталы Будущее микрорайонов Влияние застройки А нужны ли нам дворы?
Застройка в стиле Birdshit Городские площади Так им и надо Подъезд Человека
Человеческий размер Квартирография Зачем городу память Хороший город для пешеходов