Как шведы рушили Стокгольм
Послевоенные годы были тяжёлыми, но разрушения дали городам возможность экспериментировать: кто-то застраивал старые улицы новыми домами, где-то пытались восстановить утраченные памятники, некоторые переосмысляли своё наследие, а местами просто строили по-новому во всех смыслах. Вторая половина прошлого века была вызовом для архитекторов, разрушенные города и модернисты нашли друг друга.
Но что делать, если твой город не пострадал от налётов военных, но очень хочется тоже построить современные коробки из стекла и бетона? Просто снеси исторический район!
Реконструкция Норрмальма — реконструкция северной части центрального Стокгольма в 1950-1970 годы. Во время перепланировки старые постройки района Клара заменили современными домами и проложили метро.
В результате реновации было снесено более 750 старинных зданий, что расчистило место для новой застройки и развития городской инфраструктуры. Часто такой подход называют брюсселизацией, в честь Брюсселя, где проходил такой же массовый снос исторической застройки. Оба подхода характеризуются хаотичность и недооценкой исторического наследия.
Причинами перестройки Стокгольма стал послевоенный экономический бум, что привело к увеличению населения, транспорта и рабочих офисов. Здесь посчитали, что планировка улиц и домов XIX века совершенно не подходит для такого наплыва: на узких улицах постоянно образовывались пробки, не хватало места для парковки, а в домах иногда не было канализации.
Городские власти во главе с мэром Яльмаром Мером пришли к выводу, что будет проще снести старые здания и построить новые с более просторными помещениями. Одним из ключевых политиков, лоббировавших радикальное перекраивание городского центра, был член городского совета Ингвэ Ларссон.
Обновление Норрмальма является крупнейшим шведским градостроительным проектом по сей день. В нем была задействована значительная часть шведской архитектурной элиты. В послевоенной Европе сложно найти мегаполис, который бы столь резко поменял облик.
Оценить такой проект можно с разных точек зрения. С одной стороны, город получил новые дома с типичной для того периода архитектурой, это теперь тоже часть истории, появилось метро и больше места на улицах. С другой стороны, метро можно было построить и без тотального сноса, а новые кварталы выстроить в стороне от исторического центра. Транспортный же вопрос, как мы хорошо знаем, решается не расширением улиц, а хорошим общественным транспортом и качественной велопешеходной инфраструктурой — сейчас в Стокгольме с этим неплохо. Но историческую застройку уже не вернуть.
Этот проект реконструкции можно сравнить с Новым Арбатом в Москве — варварская вставка инородной структуры в сложившуюся ткань города. Сейчас так никто не делает, но без такого опыта не было бы понимания ценности старой застройки.
Использованы материалы: раз и два
Посты по теме:
Зачем городу память или как восстанавливали Дрезден