В Краснодаре одумались!
Помните, не так давно чиновники хотели спасти Краснодар от пробок волшебным канатным метро? Уж не знаю, какие расчёты инвесторы показывали руководителям города и региона, но идея была топовой по своей абсурдности. Затем решили сделать упрощённую (зато многоэтажную) версию гиперлупа над жд путями. К счастью, судя по последним новостям, будут делать городскую электричку. Почему это хорошо?
Железнодорожные пути есть уже сейчас — чаще всего нужна локальная достройка и обновление инфраструктуры. Это не инновационный гиперлуп или пафосное метро, зато понятно и просто: человечество умеет строить и ремонтировать мосты последние несколько тысяч лет, а для укладки ровной рельсо-шпальной решётки не нужно искать инженеров по всему миру. Всегда можно посмотреть уже реализованные системы и перенять опыт у других.
При правильном планировании можно создать «аналог метрополитена» для жителей: быстро, надёжно и предсказуемо. Но электрички хороши большей провозной способностью и длинными перегонами между станциями — средняя скорость выше, а обслуживать можно гораздо больше территории. Это идеальный вариант для длинных поездок по самому городу и связи со всей агломерацией. Именно поэтому подобные системы существуют в Германии, Польше, Франции, Великобритании, Австрии и даже Турции.
... На всех направлениях построят вторые пути там, где их сейчас не хватает. Электропоезда будут полностью изолированы от автомобильного потока, для этого в агломерации построят или реконструируют два десятка автомобильных и ж/д путепроводов, в том числе второй ж/д мост через Кубань. На линиях будут работать «Ласточки», для которых построят депо на вокзале Краснодар-1. В городе и пригородах появится 18 новых высоких остановочных платформ, а 45 существующих низких платформ реконструируют и поднимут до уровня тамбура электрички.
Планы громадные, поэтому реализация Наземки будет идти в три этапа:
1. Запуск сквозного маршрута Новотитаровская — Краснодар-1 — Северский район. Грузовые и пассажирские поезда с участка Витаминкомбинат — Краснодар-1 перенесут на так называемый грузовой обход Краснодара (не путать с открытым недавно обходом Краснодарского ж/д узла), который отмечен на схеме зелёным. На грузовом обходе проложат вторые пути, а в перспективе, когда туда дойдёт застройка, там тоже пустят электрички и построят пассажирские платформы.
2. Запуск маршрута из Динской до Краснодара-1. На вокзале можно будет пересесть на первую линию.
3. Запуск маршрута Краснодар-1 — аэропорт Пашковский — Усть-Лабинск. Вокзал станет пересадочным узлом для всех трёх линий.
В одиночку такой проект не потянуть ни РЖД, ни краю, ни, тем более, городу, поэтому поддержка нужна на всех уровнях. Но мы не сомневаемся, что губернатор её найдёт. Одобрение РЖД уже получено.
P. S. В слайдах, опубликованных губернатором, есть некоторые нестыковки и неточности, например, забыли отметить очень востребованную уже сейчас платформу ЗИП. Но мы не собираемся к этому придираться и вам не советуем — очевидно, что это пока лишь черновик
Канал Городские решения
Стоит отметить, что создать городскую электричку активисты предлагали с 2016 года, но только после достройки жд обхода города и приобретения Краснодаром статуса миллионника дело дошло до реального обсуждения. Чтобы просто создать рабочую группу, губернатор региона поехал в Москву для встречи с президентом РЖД — видимо, без пинка сверху на местах работать не хотят. Хотя чего лукавить, Собянину пришлось лично получать одобрение Путина, чтобы московским диаметрам не вставляли палки в колёса. Остаётся надеяться, что у Краснодара не будет проблем с колхозным ржд-дизайном, платными пересадками, убогими ТПУ и прочими скрепами.
Параллельно нужно строить трамвайные линии в новые районы, обновлять вагоны, делать выделенки и в целом доводить до ума городской транспорт. Наличие городской электрички не даёт права забивать болт на автобусы или трамваи — потенциал магистральных электричек раскроется только при здоровой работе уличного транспорта и удобной велопешеходной среде. Тут можно вспомнить европейский опыт создания вокруг жд станций велодорожек и велопарковок — число пассажиров всегда увеличивалось. Я верю, что у Краснодара всё получится, ведь иначе город никогда не решит проблему пробок.