Типичная Германия и нетипичный Гамбург
В первый приезд ты восхищаешься Германией: всё аккуратно, чисто и понятно. Во второй приезд тебя бесят билетные автоматы с 100500 вариантами тарифов и необходимость везде платить наличкой. В третий раз ты просто идёшь по накатанной и не испытываешь каких-либо эмоций. Позволю себе даже заявить страшную мысль: Германия скучная из-за шаблонности принятия решений, она вся плюс-минус одинаковая.
Вы не увидите различий в трамваях, благоустройстве или застройке между столицей и провинцией – в этом Германии можно бесконечно завидовать. Но здесь также нет и разнообразия, что сильно снижает удовольствие от поездок по стране и изучения городов. Есть исключение в виде Берлина, но это всё же мировая столица, а не обычный город Германии.
Если россияне устали от разрухи в городах, то тут устаёшь от порядка. Что-то необычное и разрушенное тут воспринимается не как ужас, а как хоть что-то необычное и уникальное!
Автобусная остановка прямо у входа в метро. Не в ста метрах или километре, а прямо у ступенек для комфортной пересадки. Для нас это космос и нарушение ГОСТов, а тут норма:
Гамбург был одним из немногих германских городов, где уничтожили трамвай. Думали вернуть, но люди не поддержали. До недавнего времени на загруженных маршрутах ездили огромные трёхсекционные автобусы, но это оказалось дорого и не очень нужно.
Здесь успели создать неплохую сеть метро и городской электрички, поэтому наземный транспорт имеет скорее вспомогательную функцию. Цена возвращения трамвая довольно большая, а потоков просто нет.
Метро самое простое и старое, зато эскалаторы прямо до тротуара:
Типичный германский прагматизм: что-то работает уже лет 30 – так зачем менять? Поэтому тут везде квадратный дизайн из 1980-х годов. Просто сравните немецкую стойку онлайн табло с автоматами из прошлого и типовой павильон от Нормана Фостера из 2000-х чуть дальше.
В целом Гамбург – довольно автомобильный город, особенно по сравнению со Скандинавией. Просто посмотрите, сколько места отдано под дорогу и парковку:
Здесь же я впервые за недельную поездку простоял на переходе полторы минуты. П – приоритеты!
При этом Гамбург – один из немногих городов Германии, который хочет убирать машины: 40% города хотят сделать пешеходной зоной и высадить много деревьев к 2034 году.
Делать это будут для повышения качества жизни и борьбы с климатическими изменениями.
Гамбург – портовый город с большим количеством набережных, но здесь совершенно этого не ценят. В лучшем случае вдоль воды просто будет стена:
В городе активно всё строится, но даже в новых проектах не реализовывают потенциал набережных. Зато много кирпича – это самый доступный материал:
Самый интересный район города – Санкт Паули. Тут в меру красоты, разрухи и жизни:
Подобная роспись стен есть во многих городах Германии, в том же Лейпциге я показывал подобное, но здесь очень крутая атмосфера жизни. Это то, чего так часто не хватает в городах:
Джейн Джекобс что-то подобное называла балетом улиц: постоянно что-то происходит, у каждого своя роль, из частного формируется общее.
Дома – это декорации. Чаще всего они будут просто расписаны тэгами, но все вместе они формируют свой паттерн места. У нас бы я за такое оторвал руки, но когда у тебя весь город вылизан, то такие места воспринимаются не как глупый вандализм с элементами пофигизма дворников, а скорее как протест и что-то необычное. Это не двойные стандарты, а иной контекст.
Иногда бизнес берёт инициативу в свои руки и первым закрашивает фасад:
При этом тут живут вполне обычные люди: семьи, старики, геи, хипстеры, предприниматели и другие. Здесь очень сильное местное комьюнити, бизнес даже выпускает свои карты для района.
Здесь же есть местный футбольный клуб, который чуть было не обанкротился не так давно. Местный бизнес и жители стали устраивать акции поддержки (каждый евро с покупки пива идёт клубу, например) и буквально за несколько месяцев собрали несколько миллионов и спасли любимый клуб. Вот это и есть урбанистика в чистом виде.
Здесь же неподалёку сохранились старые башни ПВО времён Второй Мировой войны (флактурм):
Внутри сейчас клубы и всякие офисы, а на входе разливают кофе. Каждый раз поражает, как человечество умеет переделывать назначение зданий в зависимости от времени.
Проход абсолютно свободный, но вот времени подняться у меня не было – придётся ещё раз приехать!