Безопасные дороги против горожан и трамвая
Ремонт дорог — один из главных политических лозунгов по всей России. Круче этого может быть только стройка метро, благоустройство дворов и новые детские садики, но это всё сложно и долго, а закидать ямы асфальтом и поставить новые бордюры можно быстро. Главное, что в течение лета все обсуждают перекрытия, ремонт и пробки — все цитируют мэра и упоминают чиновников. Красота! Правда, красота обычно держится до первой весны, а на новых дорогах почему-то начинают усиленно гибнуть люди, но кого это волнует?
Ремонт дорог выгоден не только политикам, но и строителям с проектировщиками. Это большие деньги и несложные проекты — можно быстро освоить, а через пару лет заработать ещё на ремонте. Я не говорю, что ремонтировать улицы совсем не надо, просто нельзя выбрасывать интерес бизнеса из головы.
Чем проще проект, тем лучше. Особенно хорошо, когда всё делают по шаблону: можно вместо дорогого инженера взять стажёра, не париться с согласованиями и приёмкой. В идеале было бы хорошо просто пригнать КАМаЗ с асфальтом и вывалить его, но так и быть: покатаем туда-сюда укладчики. Не трудно понять, что какой-нибудь трамвай сложно гармонирует с такой системой ценности. Поэтому в Новокузнецке хотят выпилить трамвай с главного проспекта города.
По федеральному проекту Безопасные и качественные дороги на 2019-2020 годы запланирована реконструкция проспекта Металлургов. Это один из главных проспектов города, здесь качественная застройка, неплохое озеленение и удачное расположение в центре у вокзалов. Сейчас проект проходит согласование, в нём нет рельсов и тем более их ремонта. Проектировщикам из Управления капитального строительства гораздо важнее освоить бюджет, чем сделать город действительно лучше.
Как это отразится на безопасности?
Плохо. Достаточно широкий проспект станет ещё шире, пропадёт разделительная полоса. Здесь станет комфортно ездить быстро, а это напрямую увеличивает аварийность (даже федеральное ГИБДД признаёт это). В России уже есть города, где после реконструкции дорог в таком стиле по этой же самой программе вырастала аварийность с жертвами и пострадавшими. Анализ ДТП Москвы тоже однозначен: чем больше полос — тем больше аварийность.
Когда у вас очень широкая улица с асфальтовыми полями, то человеку тяжело измерять свою скорость с деревьями, домами и другими статичными предметами. Спидометр — не панацея, ведь в первую очередь люди ориентируются на свои чувства, а тут ехать быстро кажется комфортным и безопасным. Ситуацию усугубляет эффект туннельной обзорности: выше скорость — меньше угол обзора, можно даже не заметить сигнал светофора. Всё вместе в разы повышает шансы вылета машины на скорости на остановку, в людей на тротуаре или другую машину.
Общественный транспорт безопаснее автомобиля: автобус на 1 млн. перевезенных пассажиров создаст в 40 раз меньше ДТП, чем личный автомобиль, а трамвай – в 137 раз (говорили на конференции). Подготовка водителей общественного транспорта в разы лучше, чем простых водителей, плюс их проверяют перед выездом. Трамвай же большой и всегда едет по своему пути, поэтому в нём намного безопаснее. То есть программа БЕЗОПАСНЫХ дорог намеренно уничтожает наиболее безопасный транспорт.
Нет. Проспект вообще уже достаточно широкий, не уверен, что здесь сейчас-то бывают заторы. Но вопрос пробок сложнее простого рассуждения «больше-меньше полос» — это вопрос использования пространства. В среднем, по одной полосе в час проезжает до 1000 человек в городских условиях — автомобиль занимает много места и везёт мало людей (обычно это 1,3 на машину). Автобусами на том же пространстве можно перевезти уже несколько тысяч человек, а трамваями — несколько десятков тысяч. Такая вот городская математика.
Если убрать трамвай, то останутся ПАЗики и редкие троллейбусы. Новокузнецк уже проходил подобную замену на соседнем проспекте: трамвай убрали несмотря на протесты жителей и экспертов, после чего качество перевозок упало в разы. Это привело к простому результату: люди пересели в машины. Если у жителей не остаётся удобной альтернативы личному автомобилю, то машин на улицах всего города становится ещё больше. Больше машин — больше нагрузка на улицы — больше пробок — больше выхлопов — больше проблем с городской средой даже для пешеходов. Это простая закономерность известная больше полувека, поэтому в некоторых городах существуют запреты на расширение дорог для борьбы с пробками.
Останется ли трамвай в городе?
Сейчас в Новокузнецке есть две независимые трамвайные системы: общегородская через четыре района и закрытая на металлургическом комбинате. Первая могла бы вывозить весь город, но дублируется всем подряд и убыточна, а вторая окупается. Не нужно много ума, чтобы понять причины успеха одного трамвая и неудачи второго, но что-то или кто-то мешает. Сегодня на весь электротранспорт (трамваи и троллейбусы) города приходится 25% всех поездок, а могло бы порядка 50-70%.
Через проспект Металлургов проходит одна из основных линий городского трамвая. На проспекте в принципе много точек притяжения, куда люди ездят по работе и не только, но ключевое здесь — пересадки на жд и автобусный вокзалы. Трамваи проходят эти точки транзитом, что позволяет удобно добираться до них с разных концов города. Если убрать эту связку или оставить тупиковый путь, то пассажиры сбегут в машины или ПАЗики и предприятие потеряет последнюю выручку — встанет вопрос о закрытии системы из-за бездонной убыточности.
У мэра города явно проблема с разделением обязанностей и приоритетами развития — это основная проблема, но для её решения не нужны огромные бюджеты. Почему дорожники упрощают себе жизнь за счёт всех горожан — хороший вопрос для прокуратуры. Дальше сложнее: трамвай экологичнее, дешевле и эффективнее любого ПАЗика или троллейбуса, но для Новокузнецка это пока сухая теория. Чтобы люди начали пользоваться трамваем и слезать с бензиновой иглы, нужно создать нормальную инфраструктуру и наладить транспортный сервис. Пока же жителям приходится выходить из трамвая под колёса машин — это ужас.
Нужно строить платформы, закупать новые трамваи, работать над оптимизацией маршрутов и билетами. Трамвай может приносить прибыль, но для этого его нужно сделать удобным и перестать кормить маршруточников. Сейчас из-за массового дублирования ПАЗиками люди не успевают добраться до трамвая, городское предприятие теряет деньги и не имеет возможности развиваться. Самое глупое, что чиновники сами выдают разрешения дублировать трамвай, а затем им же приходится направлять субсидии на поддержание трамвайного хозяйства. Голова вроде одна, но каждая рука пытается спилить сук, на котором и сидит всё тело. Вот так выглядит трамвай в городе, где мэр думает о будущем города и своих жителях, это не какой-то дивный далёкий мир, это всего лишь Таллин:
В Екатеринбурге всё чуть старее, но здесь умеют дать приоритет трамваю и строить платформы:
В Петербурге не смогли сами довести трамвай до ума, но позвали частников и сделали концессию:
Сегодня в городах банально нет системы ответственности за качество транспортной системы. Лишь единичные города разработали у себя стандарты транспортного обслуживания. Нет даже рейтинга городов по качеству обслуживания, мониторинга на федеральном уровне и ответственности руководителей регионов за это. В Новокузнецке подготовлен документ транспортного планирования (ПКРТИ) с трамваями, качественными показателями и руководством к действию, но он до сих пор не принят. Есть опасение, что когда его наконец-то подпишут, то от трамвая города ничего не останется и придётся всё переделывать и считать сметы на возвращение путей на улицы.
Спасибо читателю за снимки проспекта
Посты по теме:
Новокузнецкая машина времени