Не о таком Владимире я мечтаю
Время от времени в новостях проходят сюжеты о счастливчиках, которые выиграли лотерею и стали миллионерами. Люди за них радуются, ведь идея неожиданного случайного обогащения крайне привлекательна. Но мало кто следит за этими победителями, ведь чаще всего они кончают с тем же, с чем и начали. Неожиданно, но деньгами нужно уметь распоряжаться и вкладывать с умом, а не просаживать в клубах или покупая машины с яхтами. В городах работает тот же принцип: деньгами нужно уметь распоряжаться и инвестировать их в нужные направления.
Во время поездок по России хорошо заметно, что города с одинаковым бюджетом и населением часто кардинально различаются своим видом и ухоженностью. Управление городом – вопрос не столько постоянной нехватки денег, сколько организации работы и запроса со стороны жителей. Где-то последние деньги каждый год пускают на замену асфальта во всём городе, который приходится потом перекладывать каждый год из-за некачественного водоотвода; в других местах каждый год делают хорошо по одной улице и следующие лет 30 экономят на содержании. Дураку не хватит бюджета Москвы для поддержания небольшого города в порядке, а умные руководители умеют привлекать деньги, мыслить наперёд и выстраивать приоритеты.
Сегодня посмотрим на Владимир – относительно других городов России здесь не всё так плохо, но за счёт простых изменений его можно сделать в разы лучше и более экономически благоприятным.
Начнём с самого простого – с земли. Никакого открытого грунта не должно быть в городе, это источник пыли и грязи. Делаем плохой газон с открытой землёй – тратим больше денег на уборку и мойку города, поэтому делать хорошо сразу выгоднее. Но что же мы видим во Владимире?
Даже напротив администрации – открытый грунт. Сверху его посыпали семенами травы, но не накрыли тканью или брезентом – голуби съедают всё труды где-то за день. В итоге грунт завезён, отчётность закрыта, все молодцы, а газона нет. Браво!
Другая распространённая проблема – уплывающая земля. Коммунальщики и проектировщики мыслят ГОСТами и стандартами, но забывают про простую физику, поэтому с каждым дождём земля мигрирует с клумб на тротуар и проезжую часть. Каждый день её приходится убирать и тратить на это деньги, а раз в год особо инициативные подрядные службы засыпают всё новым слоем земли, который на следующий же день оказывается под ногами людей.
Человечество научилось запускать спутники за пределы нашей солнечной системы, делать беспилотные автомобили, а во Владимире не научились работать с землёй:
Ведь так сложно понизить уровень земли, чтобы вода с тротуара стекала на землю, а не земля на тротуар. Или хотя бы поставить временный металлический бортик, который был бы выше земли – это быстро и недорого, не нужно никаких проектов и миллионных бюджетов. Как бороться с пылью и грязью, я уже писал подробно: https://gre4ark.livejournal.com/315998.html
Зато выделять деньги и людей на покраску столбов – милое дело!
Побелка деревьев – обязательно, ведь это по уставу. Говно под ногами нормально, а вот деревья естественного цвета – ужас-ужас. Хочу напомнить, что взрослые деревья в городе не нужно белить, природа сама справилась и защитила растение ещё пару миллионов лет назад. Но когда всем рулят крепкие хозяйственники, всё будет побелено и закрашено, даже мёртвые деревья:
Плохое благоустройство бьёт по всем: мы дышим пылью и больше болеем, нужно чаще мыть обувь и пол, предприятия тратят больше денег на чистку тех же троллейбусов и так далее. Сначала экономим на нормальных проектах, а потом каждый день страдаем от этого.
Это не мне с погодой не повезло, это Владимиру с мэром и коммунальщиками не повезло.
Хороший руководитель умеет выставлять приоритеты и слушать специалистов. Я понимаю, что сделать всё и сразу невозможно физически, чего стоят одни обращения жителей и неадекватные хотелки всяких блогеров. Обычные люди чаще всего не представляют и половины объёма задач чиновника, не видят подводных камней и ограничений, но всё это можно решить. Быть чиновником тяжело, но это работа, которую нужно правильно организовать. И не надо находить оправдания в климате, деньгах или менталитете – вопрос именно в организации процесса и разделении полномочий. Город будет рушиться и пачкать жизнь людям ровно до тех пор, пока не выстроены процессы и приоритеты, именно за это мэр получает зарплату.
По новой Лыбедской магистрали хорошо видно, что случается, когда деньги есть, а ума не хватает. Федерация дала 2 млрд рублей на новый объезд центра, на эти деньги вычистили и заасфальтировали овраг, но что-то пошло не так. Начнём с подходов – где пешеходные переходы?
Почему съезд шириной в 4 полосы, а разметка всего на 2 ряда? Зачем тогда были потрачены деньги на асфальт? Асфальт не даёт воде уходить в почву и нагружает ливневую канализацию, в жару плавится и выделять вредные испарения, просто некрасив и так далее. Любой житель города вспомнит с десяток мест, где этот асфальт пригодился бы больше, но в итоге он тут и никак не работает на благо города:
Невероятно, но даже в пустом поле проектировщики не смогли нарисовать тропинку от лестницы прямо к переходу. В итоге в сухую погоду все сокращают, ведь мы не роботы. Дальше всё просто: открытый грунт, пыль, грязь и негатив.
Б – безбарьерная среда. Можно один раз спуститься к магистрали и сразу покинуть Владимир.
Доступная среда во Владимире существует лишь для автомобилей. Почему-то проектировщики и чиновники считают нормой унижать людей, хотя нет ни одной объективной причины для этого. Это в нескольких десятках метров от лестницы: машины едут по ровному асфальту, а всех остальных гонят на лестницу с разбитым покрытием. Видимо, к власти должен прийти мэр-колясочник, чтобы простые истины открылись взгляду чиновников.
Но вернёмся к магистрали и посмотрим на самое ужасное: была построена прямая как стрела дорога, по которой комфортно ехать под 100 км/ч, через неё сделали переход без светофора. Открыли эту «дорогу жизни» два года назад, а здесь уже погибли люди.
Это не водитель или пешеход плохой, это некомпетентность заказчика и исполнителя – предвидеть эти утраты смог бы даже школьник после просмотра нескольких роликов на Ютубе с подборкой аварий. И ведь всё до банального просто: нужен светофор! Но у нас ждут трёх трупов за год, после чего просыпается ГИБДД и начинает креативить заборами, яркими знаками и прочей имитацией бурной деятельности.
Как я уже говорил, дорогу строили в обход центра для решения победы пробок и переориентации центра на людей. Угадаете, чем это кончилось?
Люди продолжили ездить через центр, ведь новую дорогу открыли, а со старой улицей ничего не сделали – люди по привычке едут прямо. Поэтому в часы пик в центре пробка, а дорога пустая.
Неожиданно выясняется, что вопросы транспорта и мобильности сложные, мало сделать ещё ряд или открыть новую дорогу для решения всех проблем, а красивые картинки компьютерных моделек чаще всего не работают. Центральную улицу нужно закрывать для транзитного движения машин, оставляя по одной полосе в каждую сторону для троллейбуса, местных жителей и доставки грузов. Не так:
... а вот так должна выглядеть Большая Московская. Освободившееся место можно пустить на озеленение, новые площади, летние веранды, стрит-арт и многое другое. Машинам – Лыбедская магистраль, а людям, бизнесу и троллейбусу – Большая Московская.
Это даже можно делать по временной схеме: сначала на выходных, летом, а затем уже придумывать капитальный план реконструкции с архитекторами. Я рассказывал про кейс из Торонто, где в центре сначала закрыли движение по улице на время, получили однозначно положительные данные и теперь планируют оставить временную схему навсегда.
Владимир – город одной улицы: основные заведения и достопримечательности сосредоточены вдоль Большой Московской. Сюда идут туристы, здесь торговля, и вообще эта улица кормит город. Но сейчас на ней уровень шума как на Тверской – идти и разговаривать невозможно. Здесь нет достаточного числа переходов, а на существующих регулярно сбивают людей. Неужели никто не понимает, что из-за плохой улицы страдают все жители?
Особенно всё печально в дождь из-за ужасного водоотвода:
Города разучились зарабатывать и продавать себя. Возьмём Золотые ворота, визитную карточку города, к ним невозможно нормально подойти и сфотографироваться – лучшие ракурсы отданы под асфальт и машины. Вот хочет турист сделать красивую фотокарточку и рассказать друзьям о городе в Инстаграме, но выйдет лишь какая-то фигня с грязным автобусом на переднем плане. Кто захочет приехать смотреть такой город? Представьте такое в Париже напротив Эйфелевой башни или в Москве у Кремля – почему-то крупные города догадались расставить приоритеты.
Раньше можно было хотя бы перейти улицу у ворот...
Ещё рассказали, что Золотые ворота разрушаются из-за трафика. Личный комфорт и боязнь работать с трафиком не только не дают городу развиваться, но и уничтожают историю России – хорошие приоритеты, наши потомки скажут нам спасибо.
Города вокруг Москвы стабильно ругаются на Москву из-за вытягивания людей из провинции. Но никто палец о палец не ударил, чтобы жителям захотелось остаться в своём городе. От Владимира полтора часа до центра как Москвы, так и Нижнего Новгорода – идеальное расположение, чтобы привлекать туристов на выходные или фрилансеров для проживания и развивать за их счёт город. Но есть проблема: чем умнее и богаче люди, тем больше у них запросов к городу по экологии, безопасности, комфорту и прочим вещам.Но зачем стараться вытянуть город из болота, когда можно просто сидеть и жаловаться. Во Владимире даже путь на пешеходную улицу от сквера не смогли сделать человеческим, людей пускают через грязную парковку – о каком комфортном городе можно говорить?
Описать Владимир можно одной фотографией: вроде переход от тропинки есть, люди должны по нему ходить и всё должно быть хорошо, а что он упирается в стену – не важно. Вроде что-то делается, получается глупо, ничего не работает, но это «просто с людьми не повезло».
P.S. В город меня позвал местный ВУЗ рассказать о транспортом планировании. Без типичных вопросов не обошлось, но в голосовании под статьями «а что нам нужно и куда двигаться» побеждает вариант пешеходных зон.