Иваново: жён мало, пыли много
Иваново – один из немногих городов центральной России, который меня удивил. Не в плохом или хорошем качестве, тут всё было довольно ожидаемо, просто он не похож на своих соседей. Идентичность места – один из главных параметров хорошего города, о котором у нас пока не задумываются. Это не просто возможность по фотографии узнать место за счёт уникальной архитектуры и деталей – это ещё и привязка жителей к городу. Поэтому города по всему миру вкладывают деньги в необычные проекты, дизайнеры разрабатывают уникальные остановки, проводят конкурсы на форму автобусов и так далее – в перспективе это окупается.
К сожалению, сейчас Иваново нельзя ставить кому-то в пример – проблем слишком много, а потенциал тихо разваливается за закрытыми заборами. Архитектура деградирует, система общественного транспорта доживает последние годы, а рассмотреть историю мешают пылевые бури. Есть надежда на концепцию реконструкции центра, но тут всё не так однозначно.
Недавно в Иваново пустили Ласточки, доехать до города теперь можно за 4 часа. Участок от Владимира до Иванова не электрифицирован, поэтому поезд едет на дизеле. Но тут важны не детали, а общий эффект: раньше из Иванова в Москву и обратно 90-92% всех людей ехали автобусами, а в течение года после запуска Ласточек маршрутчики и автобусники потеряли 75% своего рынка на том направлении – 4 Ласточки в день везут эквивалент 20-ти полностью заполненных автобусов. Оказывается, хороший сервис притягивает людей! Ещё на вокзале доделывают высокую платформу, так что скоро не нужно будет скакать по лестницам:
Сам вокзал тоже приводят в порядок, из-за чего ходить через него проблематично. Привокзальную площадь недавно отремонтировали за 100 млн рублей – стало лучше и ровнее, но есть ещё множество проблем. Например, слабо продуманы пешеходные пути и ориентация людей: на выходе из вокзала человек видит асфальтовое поле и машины, а общественный транспорт и выход в город при этом теряется.
Ансамбль площади если и был, то давно утрачен: с одной стороны – вокзал в стиле функционализма, с другой – храм-новодел в традиционном стиле, а напротив всего этого – коробка торгового центра. В центре площади при этом стоит монумент Подвигу молодых революционерок. Этой солянке разных стилей и эпох не хватает разве что какого-нибудь стеклянного небоскрёба сбоку.
Дополняют картину остановки из поликарбоната с остатками афиш. Остановок здесь много, поэтому найти нужную без помощи местных у вас не получится: ни схем, ни направлений в центр/из центра,ни хотя бы разделения на пригородные и городские маршруты вы не найдёте.
С общественным транспортом всё по классике: трамвай в городе был уничтожен в 2008 году, движение отдано на откуп маршруточной мафии, троллейбус убыточен и разваливается. Итог такой работы города простой: передвигаться по городу без машины невозможно, а на улицах пробки из маршруток:
Если губернатор с мэром не возьмутся за наведение порядка, то троллейбус года через три умрёт, тогда общественный транспорт окончательно скатится до уровня Зимбабве.
Сложность реанимации общественного транспорта не только в нехватке денег и политической воли, а в комплексности: надо обновлять подвижной состав, ставить нормальные остановки, делать выделенки, оптимизировать маршруты, работать с билетным меню, выстраивать расписание, делать схемы, работать над безбарьерной средой и так далее. За всё это отвечают разные люди на уровне области и города, в итоге одна рука не знает, что делает другая. Поэтому в Латинской Америке или той же Африке обычно начинают с системы скоростного автобуса – разные районы связывают скоростным и надёжным транспортом за небольшие деньги без долгой реанимации всего общественного транспорта. В Иванове же ещё можно попытаться сделать магистральный транспорт из нескольких троллейбусных маршрутов со своими выделенками, остановками и билетами, а уже потом наводить порядок со всеми маршрутками.
Или другой вариант: город самоустраняется от работы с общественным транспортом, начинается адовый ад, пробки и тотальная жопа с парковками, но люди начинают выбирать велосипед для поездок по городу: он недорогой, доступный для детей и взрослых, нет проблем с парковкой прямо у входа, время в пути всегда предсказуемо и так далее. Только тогда Иванову нужно срочно брать пример с Альметьевска.
Пешеходам и велосипедистам нужно примерно одно и то же: связанность, компактность и безбарьерная среда. Второе в Иванове пока есть (от любой окраины до центра не более 10 км), а вот с остальным всё грустно.
В центре города в последние годы массово убирают пешеходные переходы. Чтобы перейти на другую сторону, иногда нужно делать крюки в несколько сотен метров. Самый ужас на улице Ленина, где от одного перехода до другого полкилометра. Это, кстати, хороший показатель выборочного исполнения обязательных ГОСТов: есть норматив, что не должно быть больше 200 м от одного до другого, но на старых переходах постоянно сбивали людей, поэтому гаишники просто запретили людям ходить через улицу и поставили отбойник. Нет людей – нет проблем со статистикой!
Проблема же классическая: прямая широкая дорога с горки, по которой комфортно ехать под 100 км/ч, и переход без светофора. В таких условиях не могло не быть погибших людей. Но вместо светофора и островка безопасности здесь появился отбойник, который ставят на скоростных трассах. Своими действиями власти только легализовали гонки по улицам. В итоге по центральной улице мимо местных достопримечательностей опасно и некомфортно вообще ходить.
Уже слышу комментарий, что на светофор и прочие урбанистические хотелки нет денег, поэтому всё нормально. На километры заборов, их обновление и ежегодную покраску деньги есть, а на реальную безопасность нет – не верю. Скорее у кого-то неправильные приоритеты.
И ещё для коллекции. Своими заборами и убранными переходами гаишники и чиновники просто устроили негласный геноцид пешеходов.
При этом идёт прямое нарушение обязательных ГОСТов: переходы должны располагаться исходя из сложившихся потоков и точек притяжения. Про это очень любят умалчивать и делать вид, что такого пункта не существует, но его игнорирование нарушает главный принцип безопасности дорожного движения – приоритет безопасности над пропускной способностью. У нас же считается нормой пускать людей на Х-перекрёстке формой П – в три раза увеличиваем риск пешехода попасть под колёса и игнорируем его время и удобство.
С заборами в городе творится какой-то ад: они везде. Руководство города понимает их убогость и вред, но боится пойти против гаишников и их штрафов. Гаишникам же плевать на бюджет, уборку улиц и архитектуру, для них заборы давно превратились в элемент отчётности: больше заборов поставили за год – лучше выполнили работу.
Недавно тут появился первый островок безопасности, что отрадно и даёт луч надежды. Но на широких местных улицах этого недостаточно – островок выделяет переход и немного успокаивает трафик, но не решает проблему видимости человека за другой машиной. Требование ПДД останавливаться многими игнорируется без должного контроля, поэтому проблему решает только светофор.
Но по сравнению с другими переходами, островок безопасности – огромный шаг вперёд. Этот переход находится где-то в ста метрах от мэрии, только за 2018 год на этом перекрёстке было 6 аварий с пострадавшими, но в карточках ДТП красуется «Недостатки транспортно-эксплуатационного содержания улично-дорожной сети: Не установлены».
Несколько лет назад в городе сделали набережную вдоль небольшой речки, сейчас городские власти продолжают её облагораживать. Это замечательно, потому что раньше жителям вообще было некуда ходить, а вода использовалась разве что картографами при создании карт.
Но забор проник и сюда! В итоге людям открывают вид на воду, но саму воду прячут за высоким забором. Берегоукрепление не предполагает спусков, поэтому это больше похоже на дразнение: смотри, но не трогай.
За такие велопарковки невозможно закрепить велосипед, а «хвост» будет перекрывать тротуар или велодорожку:
Видимо, мэрия не смогла договориться с газовиками, поэтому появился фальшзабор вокруг их оборудования:
Недавно у меня выходил перевод канадской статьи о секрете успешной набережной. Здесь нет почти ничего из перечисленного там – это стратегическая проблема. Благоустройство не должно заключаться только в плитке и скамейках, в первую очередь оно должно подстёгивать развитие бизнеса и жизни на набережной.
Пару раз люди просто придут посмотреть на что-то новое, а что потом? Надежда на одну из старых фабрик, что снесут забор и найдут арендаторов для кафешек, баров, магазинов и другого бизнеса.
Сейчас делают концепцию реконструкции центральной части города. Архитекторы вернули в планы практически все переходы и поработали над транспортными схемами. Не идеально, но эта работа должна вернуть городу связанность и удобство. Гонять по улицам станет сложнее, так что должна вырасти общая безопасность.
Сейчас в Иванове нет как такового исторического центра: город вырос из двух разных фабрик, поэтому в ментальной карте жителей нет единой точки типа крепости или храма, от которой начинался бы центр. Задача реконструкции – очертить этот центр и сделать его явным. Но тут возникает другая проблема в виде пустырей, которые в прямом смысле разрывают город. Необходимо не застраивать поля вокруг города, а уплотняться. Чтобы вы понимали, на фото географический центр города, а сзади виднеется мэрия:
Старые фабрики должны стать якорными точками притяжения, но пока они закрыты и разваливаются. Текущие собственники не против открыть общий доступ, но на деле скорее есть желание нажиться на работах и подороже продать недвижимость. У Иванова есть все шансы повторить успех польской Лодзи, где поняли ценность старой промышленной архитектуры и построили нормальные бизнес-модели, но этого не произойдёт: город даёт возможность строить недорогие коробки торговых центров, зачем кому-то вкладывать деньги в более сложный и дорогой проект?
К сожалению, часто у нас не видят закономерности между упадком исторического наследия и текущей градостроительной политикой. Города дают возможность застраивать поля дешёвыми коробками, поэтому девелоперам не интересно вкладывать деньги в качество и реновацию уже построенного. Как только города перестанут гнаться за количеством построенных метров и ограничат выдачу земель под сараи, внимание бизнеса перенесётся на застройку пустырей и реконструкцию разваливающихся домов. Это простая теория, которая реализуется в той же Европе – муниципалитеты своей политикой и регулированием направляют развитие города, а не подстраиваются под чужие хотелки.
Ситуацию можно сравнить с дизайн-кодом вывесок: без рамочных ограничений начинается ад, у кого больше денег – у того больше вывеска, которая легко может закрывать архитектуру и весь дом. Без понятных правил появляется коррупция и усложняется вход на рынок для нового бизнеса. Зато с появлением рамок дозволенного смещается акцент на сохранение архитектуры и города, появляются понятные правила и все от этого только выигрывают. Дизайн-код в Иванове сумели принять и потихоньку вводят, так что наведение порядка в градостроительстве – вопрос времени и желания.
Заодно надо решать проблему с проводами – я писал про это подробно ранее. У города интересная архитектурная история, здесь много ранних проектов советских архитекторов, но за паутиной проводов их не видно.
В Москве при реконструкции как раз делали кабельные коллекторы. Надеюсь, что здесь про это не забудут тоже.
У города должна быть мечта – куда и зачем идти. И каждый шаг нужно сверять со стратегией, без этого будет топтание на месте. Но в Иванове сложно смотреть вперёд из-за пыли – она везде и всюду. Хуже было только в Волгограде, но там рядом Казахстан и многое приносит ветром.
В городе тотальные проблемы с благоустройством и уборкой песка после зимы. Мэр города мне сказал, что это просто месяц такой, в апреле всегда так. Это неправильно. Хороший и удобный город должен начинаться с простых базисных вещей: безопасные переходы, ровные тротуары и возможность просто дышать. Сейчас же в городе хочется каждые пять минут промыть глаза и волосы, а вкус местной пыли я чувствовал ещё два дня после поездки.
В качестве быстрой и простой меры я бы рекомендовал хотя бы на основных улицах засыпать мульчёй открытые участки грунта и поставить бортики из дерева или металла вдоль земли вместо разрушенных бордюров – это недорого и просто, на первое время сгодится. Думаю, 300 тысяч рублей хватит на несколько улиц в год – сейчас их каждый год тратят на закупку побелки.
Я не строю иллюзий, что побороть пыль можно быстро: это большая работа по наведению порядка с открытым грунтом, парковкой на газонах, зимней уборкой и так далее. Проблема не в дизайне (тут всё понятно), а в управлении процессом и участниках: нужно создавать правила благоустройства, штрафовать собственников земли за их несоблюдение, вводить штрафы, самим менять подходы, экспериментировать и так далее.
Задача победить пыль тянет на целый городской проект, потому что затрагивает почти все сферы управления. Можно ничего не делать, но тогда все иные хорошие начинания в области города будут спотыкаться об эту примитивную проблему. Это тяжело, но обвинениями апреля и побелкой деревьев не решить проблему.