May 13, 2019

Как в Нью-Йорке спасают памятники

Практически каждую неделю из разных городов России приходят печальные новости о сносе очередного памятника. Я не сторонник защиты абсолютно каждого исторического здания в его оригинальном виде, но происходящее сейчас можно описать лишь одним словом – варварство.

Система защиты архитектуры и управления городами выстроены таким образом, что старые памятники никому не нужны. Чиновники не видят в них смысла или потенциала, многие люди искренне верят в парадигму «всё новое – лучше старого», владельцы мечтают лишь о переселении, а инвесторам легче и выгоднее застроить поле на окраине. Вот и получается, что защищают старые дома лишь активисты и немногочисленные архитекторы.

Это не исключительно российская проблема, многие города мира в разные нашего времени сталкивались с таким, например, Стокгольм. В Нью-Йорке же ценность памятников поняли лишь после утраты Пенсильванского вокзала.

Пенсильванский вокзал был открыт в 1910 годах и снесён в 1963 ради строительства развлекательно-офисного комплекса Пенсильвейния-Плаза. Новый вокзал был построен на фундаментах старого и с использованием прежних платформ. Историк Винсент Скалли писал по поводу «железнодорожных катакомб»: «Прежде в город въезжали как боги, теперь вползаем, подобно крысам».

Снос вызвал большой скандал, застройщик и город в прямом смысле оскорбили жителей. Эта история оставила заметный след в истории: в городе были созданы общества борцов за сохранение архитектурного наследия и учреждена Комиссия по охране памятников с полицейскими полномочиями муниципального уровня.

Пенсильванский вокзал в наши дни

Сохранение памятников было признано общественным благом: закон гласит, что неприкосновенность самых ценных зданий является «общественной необходимостью... залогом здоровья, процветания, безопасности и социального благополучия граждан». Также было признано, что исторический фонд важен не только для городского самосознания, но и для городской экономики.

Комиссия не имеет права объявлять памятником здание моложе 30 лет. На 2005 год комиссией успела взять под охрану 1120 зданий, 104 памятника интерьерного дизайна и 9 памятников ландшафтного искусства. Более того, комиссия определила 83 исторических района с совокупным охватом 23 000 зданий. Это позволило сохранить дух районов Сохо, Бруклин-хайтс и других, но при этом не законсервировать их.

Например, по случайному совпадению здание 1840 года постройки на 11-й Западной улице было разрушено взрывом, после чего участок был выкуплен, а архитектор Хью Харди приступил к созданию нового дома. Он сохранил высоту и глубину дома, но предпочёл не отрицать историческую реальность 1970 года на дворе. Своим решением он связал два времени и скорее обогатить район. Но жители были категорически против и требовали детального восстановления старого дома. Этот район относится к историческому, поэтому в дело вмешалось комиссия, которая могла имела все полномочия определять, что здесь будет построено. Голоса членов комиссии разделились почти поровну с небольшим перевесом в сторону проекта архитектора.

Есть и более масштабные и сложные истории. Например, комиссия предотвратила снос Центрального вокзала. По аналогии с Пенсильванским вокзалом, собственник участка и здания захотел увеличить свою прибыль за счёт сноса старого здания и постройки небоскрёба. История началась в 1954 году, но тогда у владельцев не хватило ресурсов, а уже в 1967 году комиссия присвоила вокзалу статус памятника.

Охранный статус очень не понравился владельцам вокзала, ведь комиссия отклоняла все новые проекты по застройке участка. Владелец с девелоперами подали на город в суд, ссылаясь на антиконституционное ограничение распоряжаться собственным имуществом и требованием выплатить 8 млн долларов за каждый год задержки работ. В 1975 году компании выиграли процесс, но город обжаловал это решение в Верховном суде штата Нью-Йорк и выиграл дело. Владельцы обжаловали это решение и дошли до Верховного суда США и... проиграли дело – верховная инстанция раз и навсегда поставила точку в вопросе законности таких ограничений.

Материал вдохновлён и написан по книжке Пола Голденбергера «Зачем нам нужна архитектура»Фото: википедия и гугл

Поделиться записью:

добавить меня в друзья

А ещё можно подписаться в...

Посты по теме:
Назад в будущее: 5 американских городов, восстанавливающих историю

Зачем городу память