Обрубки вместо деревьев – почему так происходит?
Деревья в городе – одна из немногих тем, которая не вызывает раздора среди жителей: все любят деревья и хотят их как можно больше. На это есть много причин, хотя, как мне кажется, большинство желает этого чисто интуитивно. Но в последние годы по всей России с деревьями стало происходить что-то странное: их стали превращать в мёртвые столбы. Это совсем не тот образ деревьев, к которому мы привыкли.
Почему же это происходит? На этот вопрос нет одного простого ответа, потому что проблема комплексная и выходит далеко за пределы «воруют-не воруют». Очень неплохо ситуацию изнутри на примере Красноярска описала Анастасия Левасевич, привожу её текст из из фейсбука:
Побывала вчера на заседании рабочей группы Горсовета по озеленению, выяснилось много интересного.
Компенсационные посадки (посадки саженцев вместо деревьев, вырубленных под объекты универсиады) еще не завершены, часть компенсационных посадок проведена, но пока не проинспектирована, у части проверенных посадок наблюдается большое отпад (то есть высаженные деревья не прижились и засохли) – где-то даже 70%, но город ничего сделать не может, потому что этот вопрос решается только между заказчиком и исполнителем, а заказчики все, как один – краевые учреждения.
При этом руководство Департамента городского хозяйства (ДГХ) упорно считает, что чем меньше народ знает, тем лучше, а то начнут мешать уничтожать растительность при «благоустройстве» скверов и вообще могут помешать реализации все этих кривых, на коленке сделанных, проектор «реконструкции».
Кстати, откуда берутся все эти некачественные проекты реконструкции разобраться пока так и не удалось. Количество и конфигурация взаимодействия всевозможных органов и учреждений, которые их заказывают, производят, согласуют и одобряют, различается в зависимости от разных факторов и пониманию на слух не поддается. Именно для этого я в прошлый раз просила доску, чтобы можно было разбираться в таких сложных хитросплетениях, но ее почему-то не было.
Управление зелеными насаждениями в городе отсутствует в принципе. Никто не знает, сколько, где, чего и как растет и что с этим делать. Все решения принимаются по двум критериям: обращения граждан и обходы/объезды. Постучало дерево веткой в окно бабусе, бабуся написала – дерево приехали спилили. Не постучало дерево – не написала бабушка – о существовании этого дерева никто и не узнает. Второй способ – решили осмотреть какой-нибудь участок, приехали, глянули – что-то деревья высоковаты, надо бы «омолодить». На другой день отправили рабочих, те все деревья в этом месте побрили под столб. Ну, как-то так примерно и происходит у нас «управление».
Кстати, вчера, кажется, раскрылась одна из величайших тайн столетия – почему в городе практически отсутствует грамотная санитарная обрезка (удаление отдельных сухих, сломанных, перекрещивающихся и растущих под неправильным углом ветвей) и так популярно бритье деревьев под столб. Оказывается, работа профессионального арбориста с деревом по выявлению тех нескольких веточек, требующих удаления, и грамотное их удаление без повреждения коры и каллюса, под правильным углом стоит 44 копейки за одно дерево. А работа по тупому сбриванию всех веток с дерева и превращение его в столб стоит 3,7 тысяч рублей. А теперь вопрос для самых смекалистых – почему же у нас в городе так много бритых под стол деревьев и так мало нормальных здоровых с грамотной санитарной обрезкой!? Такую загадку можно, пожалуй, и в «Что? Где? Когда?» отправить!
В общем, выводы примерно те же, что и 12 лет назад, когда мы только начали заниматься этой темой:
Нужно срочно проводить инвентаризацию всех городских насаждений и на ее основе выстраивать систему профессионального управления городским зеленым фондом (вместо существующего позорища). (читайте, как профессионалы тушили Нотр-Дам).
Нужно срочно вводить максимальное информирование общественности обо всех поползновениях относительно зеленых насаждений – обо всех планируемых сносах, обрезках, «реконструкциях» и даже посадках. Как минимум – специальный раздел на сайте мэрии с анонсами всех планируемых в городе операций с деревьями. Как выразился ведущий Сергей Шахматов, если мы не усилим претензионную работу, мы можем остаться вообще без насаждений. А заинтересованная общественность – самый лучший контролер качества.
Нужно срочно распутывать эту схему по уничтожению городских скверов и парков под псевдонимами благоустройства, реконструкции и прочими красивыми словами. Судя по тому, как затруднился ее описать сам глава ДГХ, схема так хитро заплетена не случайно.
Нужно срочно принимать новые Правила содержания зеленого фонда. Существующие рекомендации – неполные, но и они повсеместно нарушаются безо всяких последствий. Необходимы правила на краевом уровне, чтобы им подчинялись любители кромсать зелень не только на муниципальной земле, но и на всех остальных.
Как можно догадаться, первый и главный шаг для оздоровления городских деревьев – изучение их количества и состояния. Раньше для создания такой базы данных требовалось много сил и денег, но современные сервисы позволяют держать всю информацию в облаке и даже добавлять новые объекты силами жителей. Подобное карты деревьев есть практически в каждом уважающем себя городе: Берлин, Вена, Лондон, Нью-Йорк, Амстердам, Париж и так далее. Вот сервис инвентаризация всех деревьев на муниципальных участках Утрехта:
Для сравнения, в Москве на портале открытых данных есть лишь точечные деревья и скупая информация о мониторинге:
Безобразие с деревьями не прекратится, пока у городов не будет специальных служб садоводов и открытых баз данных. Без общественного контроля деревья продолжат превращаться в мёртвые обрубки за наши же деньги.
Посты по теме:
Зачем нужны деревья в городе