Теория близости и московское метро
Когда-то каждую станцию московского метро называли собственным именем – это решение казалось абсолютно логичным, но сыграло злую шутку. Проблема возникла с масштабом системы и навигацией – станций всё больше, а уместить их на одной схеме и в голове всё сложнее.
Марк Родионов изучал, как люди используют текущую схему метро с помощью айтрекера (куда и как вы смотрите): москвичи и приезжие сканируют схему примерно одинаково, несмотря на разный контекст. Взгляд спотыкается или норовит пропустить станцию в одних и тех же местах. Люди ошибаются, когда дизайнеры нарушают теорию близости – если подпись стоит близко, пассажиры читают её как часть линии.
Вокруг каждой линии и станции имеет смысл предусмотреть «зону безопасности», внутрь которой не должны попадать подписи, не имеющие к ним отношения. Это поможет избежать таких ошибок, но есть проблема: места на схеме мало, станций много, а сделать размер схемы больше невозможно из-за стенок в вагонах метро.
Сейчас правило «1 станция – 1 название» отменили, пересадочные станции можно называть единым именем. Например, новая станция Большого кольца у старой станции Савёловская называется... Савёловская. Только что делать с историческими станциями? Не думаю, что кто-то даст убрать со схемы лишние названия, да и как тогда выбрать одно название из двух или даже четырёх старых. А куда размещать будущие линии городских электричек? И не забываем про планы метростроя по новому кольцу и другим веткам. Или начать уменьшать размер шрифта, чтобы люди точно не увидели нужную станцию? Вопросов очень много, а готовых решений нет. Не завидую я дизайнерам.