May 29, 2019

Одноэтажная зараза уже на пороге

Образ американской мечты хорошо сработал не только в США, но и у нас – огромные одноэтажные пригороды уже обступили Белгород, Иркутск и другие города России. Раньше это не было серьёзной проблемой, скорее исключением из правил. Сегодня же это становится тенденцией и может создать много проблем городам и жителям.

Зачем люди уезжают из города

Есть люди, которые хотят жить и работать исключительно в своём доме с огородом, теплицей, баней и лужайкой. Может без огорода и бани, но точно на участке земли. Иногда это пенсионеры, иногда фермеры, иногда и другие обычные люди. Их мы трогать особо не будем – хотят и пусть. Нас больше интересует оставшееся большинство, которое каждое утро едет в город, а вечером возвращается к себе в одноэтажный пригород.

Переезд и стройку сложно назвать чем-то приятным, чаще всего это вынужденное решение: дешевле построить свой дом под свои потребности, небезопасная среда для детей, экологические проблемы, окружающий тлен и безысходность. Каждый сможет назвать свои причины, но, скорее всего, их можно сгруппировать, понять «а что у нас не так» и начать решать это «не так».

Минусы для убегающих

Близость большого числа людей порождает бизнес. Посмотрите на разнообразие заведений в центре многолюдного города и одинокую «Пятёрочку» на отшибе. Это происходит не по воле какого-нибудь градостроителя или урбаниста-волшебника, а из-за плотности: есть массовый спрос – будет и разнообразное предложение с конкуренцией.

Жизнь в городе отличается от деревенской возможностью выбора: пойти в театр, позвать девушку в одну из сотен кофеен, выбрать школу с нужным уклоном, получить дополнительное образование, выбирать работу по душе, заказать суши или пиццу – всё это и не только находится недалеко от вас, вы можете легко пользоваться этими благами. Если же вы выбираете жизнь в пригороде, то для получения всего этого приходится тратить больше времени в дороге. Это то время, которое вы не потратите на себя, детей, любовниц или кого-либо ещё.

Отдельная проблема – зависимость от автомобиля. Сделать нормальный общественный транспорт при низкой плотности населения практически невозможно: он будет возить воздух, который будет стоить крайне дорого. Велосипед тоже не спасёт, ведь ехать до нужного места придётся, скорее всего, далеко. Для взрослых это решаемая проблема, но этим же взрослым придётся работать таксистами для своих детей и остальных безлошадных. Ещё это малоподвижный образ жизни и сокращение вашей же жизни.

Если вы сейчас живёте в своём доме и недалеко от всех благ цивилизации, или даже в пешей доступности, то вам повезло (я вам даже завидую немного!), но эффект может быть временным. Перечисленные проблемы возникают при масштабировании, когда пригороды становятся массовым явлением – если у вас сейчас всё хорошо, то через несколько лет ситуация может изменится. Именно поэтому расширение города за счёт одноэтажных пригородов не отвечает принципам устойчивого развития – рост числа жителей ухудшает положение уже живущих.

Минусы для горожан

Убегающие люди не купят у вас квартиру, не станут вашими друзьями или партнёрами. Налоговые поступления и экономическая активность снизятся, это ударит по социалке, уборке города, благоустройству и прочим вещам, на которые и так не хватает денег.

Так как жизнь в пригороде практически всегда завязана на личную машину, то у городов начнутся большие проблемы с пробками – это заметят все горожане. Вероятнее всего, города захотят решить эту проблему развязками и подземными переходами. Дорожные проекты ударят по жителям «вылетных» улиц и проспектов, ещё и пробьют дно в бюджете. Да, у нас почему-то за деньги жителей города пытаются решить проблему жителей пригородов и всей остальной агломерации. В итоге ещё больше жителей захотят переехать подальше от этого ужаса, получится замкнутый круг.

Как этого избежать

Ответ на этот вопрос сложный: нужен анализ «что у нас не так» и работа со всеми отраслями жизни. Нужно ориентироваться не на тех, кто живёт в городе и не собирается его покидать, а как раз на перебежчиков – чего им не хватает и какие есть проблемы. Ключевым моментом проигрыша наших городов я считаю жильё. В городе должно быть разное жильё, выбор не должен сводиться к огромной новой многоэтажке с двором-парковкой или старому дому с убитой канализацией.

Я показывал много новых западных районов – их главное отличие в разнообразии типов квартир и стилей жизни: одинокому парню нравится жить в центре жизни – вот тебе студия на пешеходной улице, молодая семья выбирает себе первую квартиру – недорогое жильё без балкона рядом с трамвайной остановкой недалеко от работы, многодетная семья – многоуровневая квартира в дупликсе с отдельным входом и своим участком, пожилая пара – небольшая квартира в многоэтажном доме с собственным входом без ступенек и небольшим участком под окнами, богатый бизнесмен – пентхаус с участком на крыше и так далее. Разные типы жилья для разного класса пытаются уместить в рамках одного квартала. Порою разновидность жилья в будущих домах закладывается мастер-планом застройки района ещё до раздачи участков застройщикам. У нас же даже в городах-миллионниках про дуплексы и иные типы жилья даже не слышали.

В разных городах слышали истории от застройщиков про снижение числа покупок квартир: сегодня люди тщательнее выбирают жильё и хуже ведутся на человейники. При отсутствии на рынке нормального варианта человек просто покупает участок и строит дом – компании теперь конкурируют не только друг с другом, но и с пригородами. Это даёт надежду на качественный рывок в девелопменте в обозримом будущем (или на банкротство ряда строительных фирм).

Улицы должны быть безопасными, дети должны иметь возможность без помощи взрослых доезжать до школы на велосипедах, состояние общественного транспорта не должно вызывать желание влезть в кредит ради Соляриса или Гранты и так далее. Города должны исходить из комфорта самого незащищённого и слабого своего жителя, тогда среда вокруг будет комфортной и безопасной для каждого.

Сейчас многим не хватает культурного разнообразия, люди в прямом смысле проводят выходные или в торговых центрах, или за бутылкой, или перед телевизором от безысходности – это сигнал о деградации города. Наличие парков или домов культуры не означает, что люди в них будут ходить – нужно уметь завлекать жителей разными событиями: показы кино, лекции, выставки, фестивали, уроки йоги и так далее. От парков нужно переходить на уровень всего города: интересные улицы, публичные программы на площадях и набережных и так далее. Поймите, чего не хватает жителям, и дайте им это.

UPD Немного свежих цифр по теме: бесконечные пригороды приносят более $1 триллиона убытков экономике США.

$625 миллиардов теряют сами жители пригородов за счёт более высоких расходов на жизнь, в основном это транспорт и поддержание инфраструктуры при низкой плотности. Самые «широкие» города тратят на инфраструктуру примерно $750 в перерасчёте на человека, а муниципалитеты с нормальной городской плотностью — $500 на жителя.

Но потери несут не только жители частных домов — $400 миллиардов теряют сами горожане за счёт понаехавших со своих пригородов (транспорт, экология и так далее).

Поделиться записью:

добавить меня в друзья

А ещё можно подписаться в...

Посты по теме:
Во что нам обойдётся одноэтажная Россия

Устойчивый дом: разнообразие квартир