Независимость от автомобиля: как общественный транспорт изменил Окленд
Общественный транспорт в Окленде (Новая Зеландия) уже готов к тому, чтобы побить рекорд в 100 миллионов пассажиров в этом году. Каким образом властям удалось достичь того, чтобы город, почти полностью ориентированный на автомобили, так изменился? Для этого нужно взглянуть на те реформы, которые были произведены в последние 20 лет.
Маховик революции раскрутился в начале нового столетия. Кардинальная смена направления развития вводилась маленькими шагами и поддерживалась до настоящего момента даже во время многочисленных смен городских властей. И успех, которого она достигла, огромен, хотя и остается невидимым для многих.
В большей степени, потому что сдвиг выглядит как обычный городской автобус. Или поезд. Или грузовик. На удивление, Окленд и вправду становится эффективным мобильным городом. Городом, где всё больше и больше людей могут вполне успешно и комфортно жить без личного авто.
Люди голосуют своим «мягким местом», всё больше выбирая кресла общественного транспорта. С самой низкой отметки в 30 миллионов пассажиров в 1994, город достиг почти 100 миллионов в 2019. И это не случайность. Это — результат нескольких десятилетий упорного труда многих людей самых разных политических взглядов.
Сдвиг действительно впечатляет. Особенно тех, кто привык к Окленду конца 90х. Тогда город был одним из самых автомобилизированных за пределами США. Он был местом, где общественный транспорт был просто брошен на произвол судьбы, увядая с каждым годом.
Чтобы понять всю историю успеха, нужно вернуться в начало двухтысячных. Тогда властями было принято решение о возвращении на городские улицы поездов, которое вызвало бурные противоречия. Трансформация старого здания почты в одну из станций и открытие линии позволило жителям быть там, где они хотят быть: в центре города. Это относительно небольшое вложение стало базой для электрификации и улучшения линий в пригородах Окленда. Кроме того, именно оно почти остановило развитие города вширь на многие километры.
Вторым «вестником» революции стало создание Северного автобусного маршрута, которое доказало, что скоростные автобусы эффективны не только на месте старых транспортных линий. Тогда же было разрушено совершенно абсурдное предположение многих о том, что некоторые районы города слишком «богаты для автобусов». Везде люди выбирали общественный транспорт — он был быстрым, удобным и безопасным.
Третьей важной программой стало введение единого проездного и полная электрификация городского рельсового транспорта. Создание всеобщей транспортной организации — Auckland Transport в конечном итоге объединило весь общественный транспорт под одной крышей, сделав возможным эффективную координацию действий всех ведомств.
Несмотря на столь высокие успехи, это лишь первая часть огромной программы по улучшению города. Следующие шаги будут еще более действенными. В конечном итоге власти ожидают то, что каждый житель будет иметь возможность и желание путешествовать по улицам, не используя личный автотранспорт. Главное для чиновников — сделать общественный транспорт лучшим решением для передвижения.
Амбициозный план уже изменяет облик города. Транспорт и использование улиц напрямую влияют друг на друга. И потому компактным городам, где удобно ходить, нужен общественный транспорт высокого качества и наоборот. И сейчас, несмотря на то, что Окленд все еще растет вширь, 75% всего жилого фонда сосредоточено в пределах официальной зоны города.
Что же насчёт счастливых людей, живущих в пригородах? Или убежденных водителей? Эта революция — такой же отличный вариант и для них. На данный момент дороги города загружены, и взрыв в использовании общественного транспорта будет только на руку, ведь он освобождает пространство на дорогах для тех, кому все же нужно водить.
Хороший общественный транспорт — обязательное условие для города 21 века. И Окленд сейчас достигает невероятных успехов. Его опыт обязательно должен стать примером для городов со всего мира.
Оригинал: thespinoff.co.nzПеревод: Антон Жильцов