Что не так с Русским
Начать серию отчётов из поездки по Востоку хотел бы с острова Русский. Это место долгое время вроде бы было во Владивостоке, а вроде и не было: всего несколько паромов в день, множества земель военных и отсутствие инфраструктуры вычёркивало землю из пользования и ментальной карты жителей. Но перед Саммитом АТЭС 2012 года здесь всё изменилось: знаменитый мост и университет оживили остров.
Я не хочу принижать заслуги строителей и управленцев, было проделано очень много работы в сложных условиях. Но в таких ситуациях мелкие недостатки наиболее обидные, ведь они обесценивают основной труд. Ниже собрал 7 недостатков новых кампусов ДВФУ, которых можно было или вовсе избежать, или хотя бы попытаться исправить за прошедшие 7 лет.
Новый мост создал возможность нормально добираться до острова, без пробок на такси дорога из центра занимает около 40 минут. Но полностью отсутствует пешеходная и велосипедная связь с городом – на мосту просто забыли заложить тротуар. Жителям Владивостока приходится класть велосипед в машину и ехать до острова, чтобы покататься.
Но проблема более глубокая, чем просто есть/нет тротуара: университет построили в чистом поле, лишив студентов всех благ города. Нужно брать машину и закладывать несколько часов для простого похода за едой в магазин, кофейню, в кино. Даже для простой встречи с друзьями или любимыми в городе требуется несколько часов только на дорогу. Это удар не только по студентам и преподавателям, но и по бизнесу – они теряют покупателей и деньги. Со слов местных, после открытия кампуса на Русском бизнес в центре города заметно просел.
Решить проблему сложно: территория университета – федеральная земля, где открыть что-либо крайне сложно. Сейчас там есть несколько магазинов и столовых, но даже Пятёрочка лучше всего этого. Было бы хорошо создать небольшой обычный район за пределами университета, где было бы жильё и бизнес для обслуживания университетского города, но там вся земля у военных – тоже мимо. Хотя статус земли не помешал превратить подъезды в спонтанную парковку и разносить грязь:
2. Ужасный общественный транспорт
Со слов студентов, уехать на Русский или с него на автобусе – мучение. Ситуация примерно похожа на Выхино в час пик. Автобусы не справляются, но администрация не видит проблемы. Такси же стоит минимум 400 рублей в один конец.
Среда должна быть соразмерной человеку и плотной для комфортного передвижения пешком. Кампус же разросся до неприличных масштабов, поход из одной точки в другую занимает порядка получаса. Но эти полчаса по впечатлениям далеки от прогулки по Барселоне или Берлину: между корпусами много пустоты, архитектура крайне однотипная и скучная, территория сильно обдувается, а в случае дождя даже негде спрятаться.
Кампус смотрится красиво на снимках со спутников и борта вертолёта, но оказавшись один на один на тротуаре, возникает лишь одно желание – побыстрее уйти отсюда. Всё столь печально, что по территории даже запустили автобусные шаттлы: 10 минут жди автобус и 10 минут едь путь, который пешком занимает 20 минут.
Облегчить ситуацию мог бы прокат электросамокатов или велосипедов, но тут даже не заложили велодорожки. Во многих местах даже тротуар временами пропадает или сужается до метра. Для характеристики местных улиц лучше подходит термин «дорога».
Здесь полностью забили на маломобильных. Даже плавные спуски оказались непосильной задачей:
Где-то вообще забыли сделать дорожку, а против спонтанных тропинок борются ленточкой. Местами тут «легализуют» спонтанные тропинки, но тут почему-то не стали.
Передвигаться на велосипеде, с чемоданом или на коляске можно лишь по проезжей части: там как-то смогли сделать всё ровно и гладко.
Вход на уровне тротуара? Провалено:
Образование только для молодых и здоровых, другие не дойдут.
Проблемы есть функциональные: во время дождя воду до ливнёвки толкают с помощью одной человеческой силы:
Есть проблемы более серьёзные – на улицах некомфортно. Частично это связано с нарушенным масштабом и общей агрессивной средой, но нет даже банальных скамеек. Хотелось бы видеть более дружелюбную среду для людей, очень не хватает приятных мелочей типа фонарей или стрит-арта:
Территории срочно нужен десант из архитекторов и художников, чтобы очеловечить территорию. Уверен, сами студенты с радостью помогут им.
Это в Европах университеты – территории свободы, у нас же территорию обнесли забором и превратили в зону:
В мирное время на территорию пускают людей без досмотра и пропусков, но в дни ВЭФа всё оцепляют – видимо, причина забора именно в этом. Не умеют у нас делать безопасно без забора.
Все двери одинаковые. Я бы даже к мусоропроводу такие ставить не стал:
Что-то мне подсказывает, что поставили просто самые дешёвые двери. Пользоваться такими отвратительно: они некрасивые, глухие и неудобные. Вместо желания открыть дверь и пойти за знаниями, возникает позыв пройти мимо. Ещё они тяжёлые, ребёнок или инвалид с трудом сможет открыть такую, а они идут даже перед лифтами.
Есть ещё проблема навигации: очень легко заблудится в длинных коридорах с одинаковыми дверьми. Лишь столовая пытается хоть как-то исправить ситуацию:
Для сравнения, в университете Сколтеха смогли поставить крайне приятные двери и проблем никаких нет:
В целом от корпусов и их дизайна создаётся впечатление, что были взяты советские нормативы на колледжи, закуплены парты, добавлено немного денег сверху на полоток Армстронг и навигацию, и помпезно запущено. Современного дизайна и интересных решений не увидел. Студенты же мне лично жаловались на духоту в помещениях во время занятий. Сложно делать специалистов 21 века, когда условия вокруг на уровне середины 20.