Сеул против машин
Почти каждый крупный город в прошлом веке строил подземные переходы, расширял дороги, возводил эстакады на обычных улицах и заигрывал с личными машинами как только мог. Где-то грустные последствия поняли раньше, где-то не осознали до сих пор.
Про наши любимые Амстердамы-Копенгагены-Парижи-Лондоны я пишу довольно часто, но как дела обстоят в Азии? Давайте посмотрим на мегаполис, соразмерный Москве — Сеул. В последние годы им есть, чем похвастаться.
У транспортников есть шутка, в которой мало шутки: города без эстакад мечтают об эстакаде, а города с эстакадами мечтают снести их. В Сеуле в начале этого века как раз снесли одну, здесь раньше ездили машины, а река была под землёй:
Исторически Сеул разрастался и развивался вокруг реки Чхонгечхон: по берегам строили частные дома и открывали мелкие торговые точки. В середине XX века, после освобождения от японской колонизации, Чхонгечхон пришла в упадок. Район стал ассоциироваться с беднотой, разрухой и старостью. Реку решили забетонировать и превратить в автотрассу, чтобы вдохнуть в район жизнь.
Стройка заняла 22 года, новая магистраль имела 4 полосы на протяжении 6 км:
К концу XX века у жителей начал формироваться запрос на нормальную городскую среду с чистой экологией. Мэр решил использовать эти настроения, а заодно показать город на мировой арене с современной стороны. Возвращение реки решило все эти вопросы.
Перед проектом было получено одобрение жителей и бизнеса. Были и противники, которые говорили о транспортном коллапсе, неудобствах для пассажиров автобусов и невозможности перезапустить экосистему реки. Часть критики город снял с помощью сохранения движения вдоль реки, только теперь это одна полоса в каждую сторону и велодорожки:
В 2003 году утвердили мастер-план проекта. На время стройки были созданы временные навесные мосты и подземные переходы. Город ввёл систему пропуска машин в центр по чётным и нечётным дням в зависимости от номера и дополнительные автобусные маршруты, чтобы снизить число машин. С бизнесом заключили соглашения на временный переезд с территории застройки. У проекта даже появились спонсоры:
Природную проблему наполняемости реки решили за счёт специальных насосов, которые качают в Чхонгечхон воду из второй городской реки — Ханган.
Как я понимаю, именно через эти водоспуски в стенах поступает вода. Либо же, новая река служит для общего регулирования уровня воды в городе и может принять на себя часть потока в случае проливных дождей.
Рядом с новой рекой есть система естественного эко дренажа: вода с тротуара и крыш идёт в резервуары, часто уходит в грунт прямо тут, а излишек поступает в реку:
Набережная упирается в городскую площадь, которую используют для ярмарок:
Никаких досмотров или заборов!
Река тянется на 6 километров через центр Сеула, между высотными офисными зданиями. Вдоль неё восстановили пешеходную зону с несколькими тематическими участками: парк камней, репродукции работ художников XVIII века, восстановленный исторический участок, демонстрирующий быт жителей старого Сеула, пространство для современных художников, «Стена желаний», на которой горожане записывают свои мечты.
Особенно крутые связки между берегами из камней:
Обычно под мостами живут тролли, здесь же проходят выставки и можно купить сувениры:
Ещё мосты создают приятную тень:
После сноса дороги и создания набережной изменилось поведение людей: на 3% выросло число пассажиров метро и на 15% — пассажиропоток автобусов.
На 3,5% стало больше бизнеса, а стоимость земли выросла почти вполовину.
Местом стали пользоваться все жители города, а не только автовладельцы и пассажиры автобусов.
В центре снизилась температура, река положительно сказалась на проветривании и нагреве поверхности (Петербуржцы, учитесь!). Жара теперь переносится намного проще, нет эффекта бетонного мешка.
В мае 2017 года в центре Сеула открыли пешеходную эстакаду. Сделана она была на автомобильной эстакаде 1970 года постройки: место озеленили, сделали спуски и всякие приятности для пешеходов.
Место назвали парком Seoullo 7017: 1970 год постройки и 2017 год перестройки объединили. Здесь высадили примерно 24 тысяч разных цветов и растений:
Эстакады разделены на зоны разными растениями, которые цветут в определённое время и создают уникальный запах места.
Под эстакадой нет грунта, поэтому практически всё высажено в кадках. Многие растения по мере роста будут переселять в обычные парки и скверы города — место стало своеобразным питомником.
Эстакада состоит из 17 соединенных дорог, которые превратили в спуски и заходы. В дальнейшем число точек входа и выхода будет увеличено, уже сейчас здесь достроено много лифтов.
Людям открылись новые виды на город:
Местами вставили смотровые люки вниз, но они грязные и не очень интересные — снизу либо железная дорога, либо просто асфальт.
Эстакаду хоть и покрыли зеленью, но место в основном транзитное — останавливаться на долго не хочется. Это пытаются исправить разными точечными решениями. Например, публичными пианино:
Помните, как в Зарядье воровали цветы жители? Я тогда в комментариях СМИ призывал открыть магазин по продаже семян рядом. Здесь же есть магазин, где можно спокойно купить аналогичные растения к себе домой!
Есть питьевые фонтанчики, а ещё в пределах парка можно брать зонтики в случае дождя и возвращать перед выходом:
Ночью всё пространство подсвечивают синим светом:
Вообще место начинает восприниматсья иначе, светом месту сделали фишку:
По центру многих улиц проложили коридоры скоростного автобуса. Судя по всему, сделано это было недавно.
Выделенные полосы по центру улицы позволяют сделать надёжный приоритет без постоянных разрывов на дворы и парковки, водители автобусов смелее едут быстрее и не нужно вводить отдельную фазу на светофорах.
Автобусные платформы сделаны из плит, а островки безопасности вообще нарисованы:
Основные плюсы скоростных автобусов: их можно пустить быстро и недорого, в отличие от трамвая. Но есть и минус: небольшая провозная способность. В Боготе, например, сеть скоростных автобусов не справляется, а закрыть её на переделку в трамвай невозможно из-за нагрузки на город. В Сеуле же иногда можно встретить пробку из автобусов в квартал — здесь явно напрашивается трамвай.
В России же пока нет ни одной линии скоростного автобуса, хотя это решение очень напрашивается. Ближайший к нам пример есть в Алматы.
Использованы материалы:
Варламов.ру: Так будет с каждымЗе Вилладж: Раскопанная река в Сеуле