June 19, 2019

Владивосток и привычка страдать

Хотел бы я вам рассказать про что-то новое и радостное, но с этим у нас сложно. Владивосток называют Европой в Азии, но европейскими практиками и подходами здесь и не пахнет — возникает лишь сиюминутное желание спрятаться куда-нибудь от окружающего ужаса. В городе мечтают лишь добить остатки хорошего ради мифической мечты о светлом автомобильном будущем, вместо исправления этой ситуации.

Каждый город уникален, однако в каждом городе я слышу одно и то же: для россиян автомобиль стал членом семьи, у нас не хватает улиц, платная парковка нарушит права жителей, для велосипедистов нет места и так далее. Проблемы не отрицают, хотят их даже исправить, но не могут принять причины этих проблем: перемен хотим, но находим миллион причин, чтобы не меняться самим.

Я не просто так всегда делаю акцент на транспорт, ведь он определяет наше поведение, застройку и комфорт: удалённые от центра районы никогда не станут комфортными для жизни, проведённые в пробке часы никто не вернёт в вашу жизнь, а разорванный дорогами на куски город тяжело назвать удобным для кого-либо. Без продуманной мобильности нет смысла в хорошей архитектуре, ведь на неё никто не будет смотреть, а хорошие парки и замечательные площади скорее превратятся в парковку, а не место для отдыха и встреч.

Автомобиль в России — всё ещё священная корова, на которую уходит львиная часть бюджета и которая уничтожает пространство для жизни в городе. Просто давайте сравним Владивосток с другими городами мира и страны.

Что ж, если Владивосток сами жители называют Европой в Азии, то сравнивать будем именно с европейскими городами. При этом я хочу напомнить, что европейский уровень автомобилизации выше российского и даже дальневосточного — не забывайте про это.

Лондон:

Владивосток:

-------------------------
Париж:

Владивосток:

-------------------------
Варшава:

Владивосток:

-------------------------
Будапешт:

Владивосток:

-------------------------
Базель:

Владивосток:

-------------------------

Москва:

Владивосток:

-------------------------
Белгород:

Владивосток:

Продолжать можно бесконечно долго, в пользу Владивостока не найдёте ни одного примера. Неудивительно, что люди здесь зависят от автомобиля — от такого города хочется побыстрее спрятаться у себя в доме или в автомобиле, чтобы не ломать ноги в ямах на тротуаре, не рисковать жизнью при переходе улицы, просто не обтирать одеждой чью-то машину при проходе к дому. Получился замкнутый круг: пользоваться городом неудобно из-за машин, поэтому становится ещё больше машин. Это произошло не за одну ночь или даже год — последние десятилетия систематическое принятие ошибочных решений убивало город, к этому просто привыкли.

Город стал похож на большую парковку с гоночным треком в центре, где по какой-то случайности оказались дома и люди вне машин. От такого страдают все: мамам негде гулять с детьми, родители не могут отправить своих детей в школу одних, пенсионеры не могут даже дойти до поликлиники, общественный транспорт теряет пассажиров, бизнес теряет клиентов, город лишается туристов, автомобилисты стоят в пробках и так далее. Владивосток стал городом, который каждую минуту заставляет людей страдать. Стоит ли удивляться массовому оттоку жителей?

Думаете, что делать хорошо просто не хватает денег? Посмотрите на фотографии других городов выше и скажите, где вы там увидели дорогие решения? Владивосток же буквально купался в денежном дожде не так давно, просто направлял это не туда. Международный опыт не только не учли, не было даже какой-то внятной стратегии: зачем и что мы делаем, и что будет дальше. Деньгами нужно уметь распоряжаться и выстраивать приоритеты, а у нас этого не умеют. В мэрии до сих пор мечтают об очередной дороге вдоль побережья за несколько десятков миллиардов рублей, а сейчас собираются строить паркинги в центре, которые дорогие и никак не исправят транспортные проблемы города. И это в ситуации, когда городу уже сейчас не хватает средств на нормальное поддержание построенных улиц, дорог и мостов.

Если бы чиновники Владивостока пустили все эти миллионы и миллиарды на благоустройство, архитектурные конкурсы и общественный транспорт, то всего за пару лет можно было привести в порядок центр, а затем и весь город. Но ведь комфортный город для пешеходов — это так скучно и сложно, куда проще поставить всё на асфальт с бетоном. Мне кажется, сами чиновники и политики города забыли, что такое комфортный Владивосток — об этом в лучшем случае вспоминают пенсионеры.

Тут мне хочется вспомнить один далёкий, но крайне актуальный пример: с 1959 года в центре Сан-Франциско была автомобильная эстакада в три километра и 4-6 полос. Землетрясение 1989 года повредило её, без возможности восстановления — только снос и стройка с нуля. Местный дептранс уже приступил к проектированию, но выступили жители: им понравился тихий центр города без машин! В 1999 году было принято решение провести голосование с двумя вариантами: за восстановление магистрали или стройку обычного проспекта. Сан-францисканцы выбрали золотую середину: заменить автостраду на бульвар. Открытие бульвара Октавия в 2005 году подтолкнуло к освоению новых земель и новым проектам: было построено более 1000 жилых помещений, парк Патрисия Грин в долине Хейз, появился бизнес и розничная торговля. Всё это оживило центр и связало город, а анализ показал, что меньшая пропускная способность проспекта сократила общее количество автомобилей и снизило количество пробок в городе.

Владивостоку тоже не помешает такая встряска, жители должны увидеть свой город с новой стороны.

В следующих постах поговорим детальнее о некоторых проблемах города.

Поделиться записью:

добавить меня в друзья

А ещё можно подписаться в...

Посты по теме:
Избранное про транспорт

Мои путешествия