June 21, 2019

Метро в каждую деревню!

В Москве открылись новые станции метро на юге города: Коммунарка, Ольховая, Прокшино и Филатов Луг. В нашей стране открытие любой станции по умолчанию считается праздником, что таит в себе множество опасностей: линии прокладывают в неудобных для пассажиров местах, загруженные станции просто перегружают новыми пассажирами, дизайн включает в себя 100500 лестниц и тяжёлых дверей, а упрощение и удешевление на этапе стройки увеличивает ежемесячные затраты на этапе эксплуатации. Розовые очки на головах населения и политиков мешают увидеть очевиднейшие проблемы, с которыми придётся жить десятилетиями.

Новые станции не только вобрали в себя привычный набор старых ошибок, но и открыли совершенно новые. Например, зачем строить магистральный транспорт за несколько миллиардов долларов рядом с домами, когда можно открыть станцию просто в лесу?

Немного истории

Сокольническая линия уже в прошлом веке строилась в чистом поле – достаточно найти фотографии Юго-западной в её первые годы:

pastvu.com

Саларьево, открытая в 2016 году, тоже стала станцией «в поле». Только сейчас вокруг неё появляется инфраструктура (чего стоит местный ТПУ...), жильё, торговые центры.

Открытые 20 июня станции тоже стоят одиноко посреди многочисленных стройплощадок и дорог. Но в чем разница? Разница в подходе.

Раньше метро опережало город, который захватывал территории бывших деревень вокруг Москвы, а поле являлось стержнем для его развития. Теперь метро подстраивается под уже взрослый город, не дополняя его, а лишь наращивая обороты его роста. Если во всём мире города стараются быть устойчивыми и развиваться интенсивно на имеющейся территории с текущими ресурсами, то у нас это экстенсивный рост. Это как у человека: можно наращивать вес мышцами и становиться сильнее, а можно обрастать жиром. Метро нужно строить в шаговой доступности от уже существующего жилья и бизнеса, и уменьшая время в пути, и улучшая экологическую ситуацию, а у нас всё наоборот.

Трассировка новой линии

Город Московский «всего» в 3 километрах от Филатова луга, другие новые станции тоже огибают Коммунарку и другие поселения:

Все новые станции открыты в середине дороги «Солнцево-Бутово-Видное»:

Эти станции было удобно строить, но пользоваться ими неудобно: сначала дойди несколько километров до перехода, поднимись на уровень третьего этажа, пройди пять полос, спустись и лишь потом будет поезд. Некоторым жителям Коммунарки станет чуть проще добираться в центра Москвы, но новые станции не станут центром городской жизни, не будут формировать вокруг себя комфортное пространство.

Половина пассажиров Филатова Луга будет ехать на автобусе до Московского, как и раньше. Только стоять они теперь будут на обочине 10-полосной дороги. От Ольховой до остановки на Калужском шоссе идти 10 минут и не меньше 100 ступеней, и тоже ждать автобус на хайвее. А жителям Коммунарки всё так же придётся добираться до метро на автобусе, просто их конечная теперь не «ст.м. Теплый Стан», а «ст.м. Коммунарка».

С каждой стороны от дороги и метро будет своя жизнь, со своими жителями и своей инфраструктурой. Примерно как Ленинградский проспект разрывает между собой районы Аэропорт, Хорошевский и Сокол, также и новая дорога будет делить жителей разных ЖК по одну и другую сторону от метро.

Линию построили по земле для экономии, закрыв сверху серым кожухом, но: вида из окон нормального нет, в старых поездах и на станциях будет холодно из-за негерметичного кожуха, снег всё равно придется убирать, потому что он будет попадать на рельсы через технологические отверстия и стенки кожуха. А ещё пассажиры теперь будут наблюдать, как их обгоняют автомобили, потому что реальная скорость поездов на перегоне не больше 60 км/ч. Нужно было либо закрывать глухим колпаком, либо просто уложить рельсы.

Удобство станций

Наземные станции (Прокшино и Филатов Луг) напоминают совсем не «старые вокзалы Европы», как радостно писала в пресс-релизах мэрия, а ангары строительного магазина с бытовками для сотрудников. Даже Ашан выглядит симпатичнее, а отремонтированная ранее с претензиями Филевская линия выглядит в разы лучше, чем эти склады. Ощущение, что это пространство было здесь давно и его пытались приспособить под метро. Надеюсь, этот проект не будет типовым и его больше нигде не реализуют.

Подземные станции (Коммунарка и Ольховая) – типичные сороконожки 21 века. Поменяли металлические панели, нашли в каталоге новые лавки, лампы и вперед на стройку:

Станции построены в поле, но над ними не планируется никаких сооружений.

Все вестибюли подземные, от земли до платформы больше 6 ступеней, но эскалаторов нет, и ни одного работающего лифта. Какая религия не дала сделать станцию на глубине трёх метров, с наземными вестибюлями без ступенек или хотя бы с эскалаторами с платформы сразу на землю?

Выделяется только выход Ольховой – давно не было чего-то непрямоугольного в архитектуре станций. Но даже тут не смогли обойтись без ступеньки:

Опять (в какой раз?) строители не смогли сделать входы на станцию в одном уровне с тротуарами. Такое чувство, что главного инженера метростроя в детстве обидел ровный пол, поэтому он ему мстит последние 40 лет.

В подземной части интересно подобраны материалы, выставлен акцент на лестнице на станцию. Свежо и необычно, тем более для станции в поле.

Сдавать новую станцию без длинных переходов нельзя, бог метростроя обидется!

На всякий случай над землёй тоже надо коридоров побольше:

Пересадки и благоустройство

Помните, в Департаменте строительства говорили, что москвичам надо больше ходить пешком? Они реально взяли это на вооружение: на всех станциях остановки автобусов максимально далеко от входов.

Путь от Ольховской до остановки через только что открытый Проектируемый проезд №7155 идёт крюком в 200 м до перекрёстка и обратно. Естественно, все перебегают по прямой:

На Коммунарке 2 из 4 выходов выходят туда, где вообще ничего нет – на разделительную полосу трассы Солнцево-Бутово-Видное.

А ещё там много заборов:

Нет, там ОЧЕНЬ МНОГО ЗАБОРОВ.

Зачем-то дорогой гранитной плиткой замостили пространство между основным ходом СБВ и дублером. Там нет остановок, туда нельзя и незачем переходить, но там лежит дорогущая плитка и стоит отдельный забор от пешеходов.

Огромные площади вокруг выходов тоже замощены плиткой. Зачем? Почему здесь нельзя было сделать газон и высадить деревья? Ни одного дерева нет ни на одной из парковок, построенных вокруг метро.

Для маломобильных станции не приспособлены: на станциях есть лифты, но до них на коляске не доехать через ступеньки тротуаров.

Автомобилистам тоже привет:

Вокруг всех станций расставили странные фигуры под видом современного благоустройства. Только это никакое не общественное пространство
– это тупиковые проходы, здесь никто не будет ходить, вокруг этих мест нет никакой активности.

Зачем всё это

Новые станции сделают привлекательными новые районы в глазах переезжающих в Москву из других городов, строители смогут дороже продать квартиры в новых домах. Будет удобно припарковаться на огромных паркингах тем, кто живет в деревнях и районах вдоль Киевского и Калужского шоссе. Километры метро прибавляются, у кого-то появляются благодарности, осваиваются налоги москвичей, Москва развивается!

Фотографии Александра Девяткина

Поделиться записью:

добавить меня в друзья

А ещё можно подписаться в...

Посты по теме:
Нужны километры, а не качество

Что мешает хорошо жить