Как не надо делать город
Город — это не только дома и улицы, в первую очередь это жители. Люди очень давно селятся рядом друг с другом для улучшения жизни: распределение обязанностей и благ делает нашу жизнь лучше, иначе бы мы все давно жили поодиночке в пещерах. Но что связывает между собой разных людей и весь город в единое целое? Это делают общественные пространства — места, где мы встречаемся для обучения, обмена товарами, отдыха и множества других вещей.
Если раньше города всего мира мерились богатством вокзалов, уровнями автомобильных развязок или высотой небоскрёбов, то сегодня на первый план выходят именно общественные пространства: удобство улиц, уникальность набережных, жизнь площадей, привлекательность парков и так далее. Общество и экономика всё дальше уходят от работы у станка, а люди всё мобильнее и выбирают города исходя из качества жизни — все эти процессы завязаны на общественных пространствах, поэтому города всего мира вкладывают в это огромные ресурсы.
Но во Владивостоке что-то пошло не так. Город скорее прогоняет людей с улиц, мотивируя закрыться в квартире с бутылкой водки, а по выходным отдыхать в торговых центрах. Город не работает как город из-за агрессивной среды, о чём я немного говорил в прошлом посте. В такой ситуации у активных и образованных людей возникает справедливое желание свалить из города.
Улицы — самый распространённый тип общественного пространства. Ими в прямом смысле пользуются все жители города каждый день. Во Владивостоке улицы скорее напоминают собой дорогу-парковку, с которой хочется побыстрее уйти:
Человек с коляской, сумкой или ребёнком по улицам пройти не сможет, или для этого потребуются значительные усилия. Местные на это отвечают в стиле «у нас же сопки и рельеф!», но подождите-ка, а почему для машин нет ступенек и лестниц?
Тактильная плитка на улицах выглядит как издевательство над людьми:
Как здесь пройти маме с коляской, инвалиду, бабушке с сумкой, студенту со сломанной ногой? Думаете, тактильная плитка сильно поможет в этом?
Без ступенек здесь вообще не умеют что-либо делать. Даже если можно спокойно сделать пологий спуск, всё равно будут ступеньки.
Если по какой-то причине ступенек нет, то будет очень узко:
Человеческие пробки — норма для Владивостока:
Не улица, а полоса препятствий. Прибавьте к этому загазованность и шум от машин — о таком ли городе мечтают местные жители?
Тут даже в общество инвалидов вход через лестницу!
Можете рассказать, что улицы слишком узкие, поэтому приходится щемить пешеходов, вот только в порыве закатывания всё и вся в асфальт здесь забыли о здравом смысле. Только за счёт сужения излишне широких полос можно расширить тротуары, сделать велополосы или высадить деревья. Просто нужно уметь работать с пространством и выжимать максимум из имеющегося.
Единственная пешеходная улица города на самом деле совсем не пешеходная:
Здесь оставили проезд машин во дворы для жителей и бизнеса, но забыли сделать временное ограничение и следить за парковкой. Типичный Владивосток:
В городе сложно смотреть по сторонам, ведь в любой момент может попасться ступенька, яма, припаркованная машина или тротуар просто может пропасть. Но давайте всё же это сделаем:
К архитектуре и городу здесь простое отношение: это бесплатная рекламная газета. Плевать на работу архитектора, внешний облик города, красоту и прочие вещи — надо срочно зафигачить рекламу, да побольше. В городе до сих пор много рекламных растяжек. Даже по российским меркам это уже моветон и варварство.
Наш мозг умный, он умеет выключать раздражители, поэтому у жителей появляется баннерная слепота — люди просто начинают игнорировать рекламу, а вместе с ней и сам город. Поэтому во всём мире давно придумали дизайн-коды и ограничивают рекламу — это в интересах всех жителей и даже бизнеса. Во Владивостоке же люди вкладывают деньги в красивый вид дома, но затем спокойно дают повесить уродский плакат и обесценить собственные вложения.
Ещё город активно теряет свою уникальность:
А общий дизайн пространства можно охарактеризовать «из дерьма и... дерьма». Просто сравните, сколько сил и средств автопроизводители вкладывают в дизайн своих машин, чтобы люди несли им деньги и получали хорошие эмоции, а потом посмотрите на городскую мебель центральной улицы Владивостока. Нужно объяснять разницу?
Сюда ежедневно привозят туристов огромными автобусами, затем они идут через несколько надземных переходов, мимо строительного забора и мусора, а в итоге попадают на разваливающуюся площадку:
Во Владивосток сейчас приезжает много туристов, но было бы хорошо узнать, сколько из них приезжают сюда повторно. Я почти уверен, что город лишь создаёт себе антирекламу, теряя бизнес и вложения в собственную экономику.
Просто представьте, что вы побывали во Владивостоке и друзья вас спрашивают: «Ну как?». А вы показываете эту фотографию. Поедут ли друзья в такое место или выберут Прагу, Сеул или Калининград?
Не могу сказать, что в городе много небольших площадей или скверов. Вероятнее всего, они были просто застроены. Был встречен сквер, где когда-то стоял первый дом города. Вероятнее всего, именно это спасло его от застройки:
Что общего у сквера выше и этого?
Отсутствие людей! Дизайн разный, но оба места были сделаны скорее для освоения средств на благоустройство. Просто никто не думает, чем люди будут заниматься в этих местах и зачем они нужны — главное, чтобы на плане красиво всё выглядело. Ценность таких пространств приближается к нулю, уж лучше их застроить.
Это набережная Тулы:
Это набережная Зеленоградска:
Это набережная Красноярска до реконструкции (сейчас там ещё лучше):
Почему нормальные города всего мира стараются сделать из своих набережных конфетку? Потому что это одно из главных мест города, сюда тянет людей и это лицо города с воды. У города могут быть не очень хорошие улицы, обветшавшие парки в спальных районах, но должна быть крутая набережная.
Владивосток же скорее сделает на набережной парковку побольше, чем комфортное место для людей:
Здесь уже сейчас много людей, но это не заслуга места, просто остальные места города ещё хуже. Набережная, как и любое иное хорошее общественное пространство, должна мотивировать человека задержаться и хорошо провести время (как это сделать, читать тут). Здесь же можно разве что ходить вперёд-назад, пространство организовано крайне безграмотно.
Можно быстро и недорого улучшить место: закрыть где-то проезд для машин, расставить временную мебель, создать арт-пространства и так далее. Хотя бы создать единый стиль оформления для общепита — это стоит копейки, но улучшает восприятие места в разы.
Из развлечений — пролезть через забор на полуразрушенный пирс:
Людей тянет к воде, но город не может сделать безопасные условия для этого.
Здесь плохо всё: нет зонирования, из точек притяжения — стена из различных громких лохотронов и убогая детская игровая, постоянные разрывы из-за автомобильных подъездов, неудачная расстановка уличной мебели и так далее. Даже урны здесь смогли замотать яркими пакетами, которые отвлекают внимание человека от воды и природы на мусор. Скажете, что это мелочь? С мелочей и начинается общий бардак!
Это всё очень напоминает Парк Горького в Москве конца 1990-х годов.
Часть набережной отдали частникам, но тут не лучше — бизнес закрывает собой набережную, обесценивая место:
Проблема не в самом бизнесе, а в том, как всё обустроено. Город сам не понимает, как делать хорошие места, бизнес же пытается заработать на каждом метре по привычному сценарию бесплатной газеты с объявлениями. В итоге страдают вообще все.
В нормальной ситуации город мог бы отдать набережную в концессию на несколько десятков лет с проведением архитектурного конкурса и созданием регламента работы. Но это сложный и непонятный путь, тем более отечественная стабильность не гарантирует, что бизнес не попросят свалить с помощью бульдозеров или ОМОНа — в такой ситуации есть понятное желание заработать здесь и сейчас, чтобы завтра свернуться и свалить.
Это больше походит на центральную набережную города, оно даже могло бы стать лучшим местом города! Но пока не стало.
Важно не просто сделать ровные дорожки, поставить светильники и установить скамейки — нужно запустить жизнь места. Хороший дизайн не гарантирует этого, это лишь 20-30% успеха, а остальное ложится на плечи администрации — место нужно насыщать жизнью через культурные проекты, бизнес, офисы, близость жилья, развлечения и так далее. Поэтому городским паркам делают администрации, которые работают над этим. Здесь же типичный пример мёртвого места:
Здесь переделали множество старых корпусов, где могли бы разместиться творческие кластеры, рестораны, офисы и другие центры притяжения жителей, но всё стоит пустым:
В итоге у города нет хорошего места, а владельцы теряют деньги. Происходит это исключительно из-за отсутствия единого оператора места.
Здесь стоит очень плохая детская площадка, но это лучшее, что есть в городе:
Типовая игровая для столь важного места в городе не должна рассматриваться в принципе. Место достойно чего-то подобного:
... или такого:
... или подобного:
Но здесь даже не смогли сделать нормальное покрытие — резиновая крошка не амортизирует, а под ней либо бетон, либо вообще земля. Площадка не просто не соответствует месту, она ещё и опасная.
Вода под запретом. Какой вообще смысл делать набережную, если вы не пускаете людей к воде?
Часть набережной вновь сделана транзитной: с одной стороны забор у воды, а с другой — парковка.
Только не в этом городе! У нас тут рельеф и сопки!
Вишенка на торте — строительный туалет. Уважающие себя застройщики такое даже на стройплощадках уже не ставят, а тут людей в костюмах и платьях со свадеб (популярное место для фото) загоняют в тёмные вонючие кабинки. Стыд и позор Владивостока, даже азиаты такого у себя не допускают.
Крайне жалкое зрелище. Вроде сделали хорошо большую часть работы, но под конец на всё забили и забыли про место.
У Владивостока нет ни одного примера комфортного общественного пространства, где было бы интересно и приятно проводить время. Это не проблема климата, денег или рельефа — это исключительно непонимание роли общественных пространств в жизни людей со стороны города. В такой ситуации я даже рад, что местные чиновники не в состоянии вписаться в федеральные программы комфортной городской среды: они просто растратят их на всякую херню. Только жителей жалко, ведь их лишают красивого и удобного города, но делают это с их молчаливого одобрения.
Посты по теме:
Как сделать хороший город для пешеходов: 7 правил
Хорошая набережная: 11 принципов