June 26, 2019

Почему нам постоянно не хватает асфальта

Мы смотрим на улицу и видим скопление машин, интуитивное решение в такой ситуации простое: нужно больше полос, ещё и парковок было бы неплохо добавить! Увы, но такое бытовое мышление крайне опасное и совершенно неправильное — вы получаете лишь ещё больше машин, ведь перемещаться иными вариантами по улицам становится совершенно неудобно.

Ещё ни один российский город не смог победить пробки. Это не значит, что это невозможно, ведь европейские города очень преуспели в этом, это лишь сигнал о бессистемном подходе. Это видно даже по Москве: снижаем желание людей ехать в центр города на машине, но при этом подводим огромные дороги к центру и строим развязки вместо улиц.

Многим кажется, что проблема в плохих архитекторах, неправильном городе, пешеходах и велосипедистах, старых нормативах, климате и так далее. Всё куда проще — мы не видим причины, пытаемся бороться с последствиями и не умеем признавать свои ошибки. Именно поэтому по Владивостоку можно передвигаться лишь на машине, но это не спасает от боли и страдания.

Открою страшную тайну: автомобилистам в пробке мешают не светофоры или пешеходные переходы, а другие автомобилисты.

Хотите победить в городе пробки — создайте максимально возможные условия, чтобы люди не ехали на машине без резкой причины. В первую очередь для этого нужна нормальная городская среда для пешеходов:

У нас очень любят разделять жителей на пешеходов, велосипедистов и автомобилистов, но это неправильно. Каждый из нас по умолчанию пешеход, а дальше человек сам принимает решение: пойти пешком, поехать на машине, дождаться автобуса или сесть на велосипед. Во Владивостоке любой адекватный человек выберет автомобиль, потому что для всех остальных город просто враждебен.

Городу нужно серьёзно заняться тротуарами, потому что сейчас до остановок часто просто невозможно дойти. Порою тротуара в прямом смысле нет даже в центре города.

Всё очень печально с пешеходными переходами, людей вынуждают перебегать через многополосные улицы. Нет ровно ни одной причины заставлять своих жителей так рисковать:

Насколько в городе плохо с переходами? Здесь я впервые в России встретил перекрёсток, где нет НИ ОДНОГО переходам! Это самый центр города:

Нужна безбарьерная среда, придётся закапывать подземные переходы и реконструировать почти каждый перекрёсток города. Это нужно не только велосипедистам или самокатчикам, а в первую очередь пенсионерам, инвалидам, мамам с колясками или студентам с чемоданами. В каждом городе примерно 1/3 жителей испытывают трудности при перемещении, для них даже высокий бордюр — преграда.

Самые успешные города мира давно перестали вкладывать деньги в строительство дорог, паркингов и развязок внутри города — это дорого, неэффективно и вызывает лишь ещё больше машин. Зато идёт развитие общественных пространств, общественного транспорта и велотранспорта — это те отрасли, которые касаются абсолютно каждого горожанина и позволяет городу двигаться. У нас же это встречают типичным «они нарушают мои автомобильные права!». Сложно быстро перестроиться, когда десятилетиями рассказывали про проблему дорог, плюсы от строительства подземных переходов и решение пробок через строительство развязок.

Владивостоку в первую очередь нужно реанимировать свой общественный транспорт: пересмотреть модель работы с частниками для ввода единого билета и соблюдения расписания, ввода выделенных полос на проблемных улицах и обновления остановок. Это всё (примерно) можно сделать за стоимость строительства нескольких подземных переходов или суммы на ремонт асфальта за год.

Текущая ситуация с общественным транспортом очень хорошо видна по единственному сохранившемуся трамвайному маршруту города: как-то он ещё ездит, но назвать это удобным, быстрым и надёжным транспортом невозможно.

Тут даже видна любовь российских чиновников к инновациям: в этом ведре на рельсах можно платить айфоном!

Плевать, что рельсы кривые, двери не открываются, вагоны ломаются, остановок иногда просто нет, маршрут дублируется автобусами и так далее. Уж очень у нас любят красивую обёртку, оставляя дерьмо в качестве начинки.

Сегодня трамвай Владивостока не имеет ничего общего с современным трамваем. При этом деньги на новые дороги и парковки городские власти как-то находят, а вот на трамвай уже нет. Видимо, вопрос в приоритетах, а не простой нехватке.

Чтобы вы точно понимали глубину жопы, рельсы трамвая просто тонут в болоте!

Трамвай нужно переделывать с нуля, чтобы он начал конкурировать с автомобилем. К счастью, здесь сохранили базу и пути на балансе — модернизировать систему будет дешевле, чем строить с нуля. В перспективе трамвай нужно будет возвращать на большинство улиц, откуда его убрали.

Или взять автобусы — по городу массово ездят старые корейцы, которые сложно назвать удобными из-за высокого пола и неудачного салона. Про нормальные автобусы с низким полом и достаточным числом дверей тут, видимо, вообще не знают. И да, автобусные карманы не работают, пора бы это уже признать:

Ещё в городе творится какая-то ахинея с нумерацией маршрутов. Буквенные индексы могут идти не только после номера маршрута, но и до него (а иногда и одновременно). Разобраться куда кто едет без бутылки невозможно, навигации ровно ноль.

Но общая деградация транспортной системы чиновникам показалась недостаточной, поэтому во Владивостоке начали появляться маршрутки. Это паразиты на теле города, пока одни города пытаются их убрать и запустить нормальные автобусы, здесь они только начинают активно появляться.

Одна рука должная делать надёжный общественный транспорт и доступный город, а другая — снижать желание людей ездить на работу на машине. Да, я говорю о платных парковках. Ещё ни один город мира не смог решить свои транспортные проблемы без этого.

Этот инструмент стандартно вызывает море негатива, ведь столько лет парковка была бесплатной, а сейчас вводят налог на воздух! Но это в первую очередь в интересах самих же водителей. Парковки всегда будет не хватать, это тот ресурс, спрос на который бесконечен.

Можно сносить целые дома для закатывания всего в асфальт, но лучше от этого не будет (уже пробовали). Поэтому эффективнее ввести плату: много свободного места — снижаем цену, мест нет совсем — поднимаем цену. В квартале всегда должно быть одно свободное место, поэтому если вам действительно нужно приехать в центр на машине, то вы сможете встать по правилам без наматывания кругов. Вы экономите своё время и не рискуете получать штраф, но за это платите. Этот инструмент подтвердил свою эффективность даже в России, а в мире его применяют уже около века.

Платная парковка хорошо решает вопрос оборачиваемости дефицитных мест — сотрудники перестают кидать свою машину на целый рабочий день, освобождая место для клиентов, курьеров и тем, кому срочно нужно на час-два на встречу или по делам в центр. Цена отсекает большую часть, а люди пересаживаются в общественный транспорт (который нужно докрутить перед этим).

Если мы начинаем трезво смотреть на транспортную ситуацию в городе и выкидываем всякую бензиновую ересь из головы, то получаем справедливый и комфортный город для всех. Неожиданно оказывается, что улицы достаточно широкие для нормальных тротуаров, деревьев, выделенной полосы для автобусов и нескольких рядов для машин. Все получают комфортное пространство для жизни и перемещения.

Транспорт — вопрос не автомобильных прав, числа полос и прочих заблуждений. Это математики и геометрия: перевести как можно больше людей в ограниченном пространстве.

Личный автомобиль для этого не подходит, совсем-совсем не подходит, и этим наукам плевать, что вы об этом думаете. Ещё это экология, безопасность и комфорт города для каждого.

Пока городские власти Владивостока не займутся реформированием транспорта, город будет терять жителей, стоять в пробках и быть агрессивным для каждого. Это же относится к каждому другому российскому городу.

PS Ещё в городе очень круто проходят жд пути, есть огромный потенциал городской электрички. Но на это у меня не хватило времени и букв.

Поделиться записью:

добавить меня в друзья

А ещё можно подписаться в...

Посты по теме:
Владивосток и привычка страдать

Как не надо делать город

Матчасть про транспорт

Почему транспорт – это не только транспорт