June 30, 2019

Каким мог бы быть Петербург

Позволю нарушить хронологию отчётов из поездки, вместо Сеула сегодня будет чешский Пльзень. Город интересен несколькими вещами: у него сложное произношение, здесь варят вкусное пиво, по улицам ходят классные троллейбусы, а ещё он местами сильно напоминает Петербург.

У города явно было стремительное развитие в 18-19 веках, за счёт чего рядовая застройка схожа с нашим Петербургом:

Помпезности меньше, но общий фон крайне схож. Это Петербург:

... это Пльзень:

Тотальная запаркованность второстепенных улиц очень роднит два этих города. Хотя есть два отличия: здесь практически вся парковка платная, а в небе нет паутины проводов.

Ещё здесь сохраняют исторический облик в деталях: нет блоков кондиционеров на фасадах, единое остекление и оригинальные двери.

Хотя иногда случается сбой из-за рекламы:

Даже для Петербурга такая солянка из вывесок на старом доме — моветон:

Вокруг исторического центра парковка стоит 90 рублей за час, в самом историческом центре дороже:

Парковку иногда переделывают в летнее кафе, здесь знают про парклеты:

Как и в Петербурге, здесь есть большие проспекты без деревьев и регулярных пешеходных переходов:

Только здесь знают, как и зачем нужно использовать трамвай — у него полный приоритет и есть платформы. Старые вагоны после капитального ремонта обзаводятся средней секцией без ступенек, что делает транспорт доступным для всех жителей:

Платформы хоть и есть, но сделаны плохо: нет второй зебры и павильонов:

Зато здесь закрывают подземные переходы:

К трамваю и на другую сторону улицы теперь по зебре — красота!

Ларьки очень роднят два города, только в Пльзене бабушка, инвалид или мама с коляской может без труда перейти улицы без унижения лестницами:

Интересно, куда продавец ходит в туалет?

Хороший пример улицы с точки зрения безопасности — множество островков безопасности, переходов и искривлений. На такой улице машина не сможет вылететь на скорости 100 км/ч в толпу пешеходов, здесь просто нет возможности так разогнаться. Безопасность без заборов — ужас!

Интересное решение с карманом на остановке — это не совсем карман, а скорее искривление полосы для машин. У автобусов и троллейбусов практически нет проблем с выездом:

Хотя остаётся проблемы откосов (не везде есть столько места) и дополнительных манёвров для заезда. Но решение интересное.

Все выезды приподняты до уровня тротуара и вымощены рельефной брусчаткой:

Такое же мощение в парковочных карманах:

Местный Севкабель:

В отличие от Петербурга, в городе совершенно нет маршруток. Здесь не развалили общественный транспорт, поэтому он ходит часто, понятно и без пробок. В основном это троллейбусы:

Контактная сеть в идеальном состоянии, а все стрелки автоматические — троллейбусы без проблем заходят в повороты даже на узких улицах, а переключение идёт из кабины. Иными словами, водителю не нужно сбрасывать скорость до 5 км/ч для проезда поворота.

Есть совершенно ужасный по количеству стрелок и проводов круг в центре города, но всё работает как часы:

Просто здесь не ждали, когда старая инфраструктура придёт в упадок, чтобы заменить всё на Газели — процесс поддержания и обновления не останавливался. Поэтому троллейбус вывозит, жители спокойно им пользуются, чиновники не рассуждают об убыточности, а политики не пытаются его закрыть.

Судя по маршрутоуказателям на остановках, в городе много ночных маршрутов. В Европе это норма — считается, что город обязан обеспечить возможностей передвигаться по городу без машины в любое время.

Случается и такое:

С трамваем всё чуть сложнее, его явно частично убирали с улиц в прошлом веке.

У города нет денег полную замену старых вагонов, поэтому их модернизируют. Невероятно, но трамваи выпуска 1960-1970 годов при нормальном обслуживании очень даже быстро ездят и не гремят! Город с населением в 160 тысяч человек умеет в трамвай, в Петербурге так не умеют.

Охлаждение путей в жару. Видимо, тут в прошлом тоже укладывали пути BKV, которые имеют свойство выстреливать:

Как и в Петербурге, здесь тоже пытаются делать инфраструктуру для велосипедистов. Получается так себе:

Не увидел какой-либо единой сети, а дизайн вызывает много вопросов. Например, велодорожка может быть откусана лункой дерева, не иметь буферной зоны от пешеходов и дверей машин. Тут даже полицейские со спокойной душой ходят по велодорожкам:

У чехов вообще с велодорожками всё печально, даже в Германии дела обстоят лучше.

Скамейки для наказаний — их дизайн специально делают неудобным, чтобы люди не сидели и не закрывали собой рекламу. Никогда не соглашайтесь на подобное от рекламных агентств.

На центральной площади регулярно проходят ярмарки, поэтому здесь есть специальные выдвижные тумбы с розетками и водой. В Петербурге на этом месте наверняка была бы припаркована машина.

Пустыри с парковкой здесь застраивают:

... а в пруды кидают людей (шутка, это стрит арт):

Пльзень сложно назвать уникальным или образцовым городом, но здесь можно жить без ощущения тлена и разрухи вокруг. Обидно, когда небольшой город со скромным бюджетом уделывает наши миллионники практически во всём. Самое обидное, что происходит это не из-за дефицита бюджета, а просто за счёт приоритетов, подходов к управлению и планированию.

Поделиться записью:

добавить меня в друзья

А ещё можно подписаться в...

Мои путешествия