July 10, 2019

Как удивить человека

Города должны удивлять и запоминаться, что крайне непросто с учётом всеобщей тяги к упрощению, потери самоидентичности и высокой мобильности людей. Российские города столкнулись с этой проблемой одними из первых, у нас последние полвека одинаковые панельные дома можно встретить в Краснодаре, Петербурге, Королёве, Барнауле, Иркутске и где-нибудь на Камчатке. В некоторых местах проблема даже выпустить магнитик, ведь ничего уникального кроме герба и названия в городе просто нет.

Но эта проблема сегодня актуальна для всего мира, ведь современная архитектура почти полностью потеряла связь с национальными местными мотивами — один и тот же небоскрёб или современный район можно легко вставить в Европе, США, России или Азии, и никто не почувствует обмана. Городам с исторической застройкой повезло намного больше, по особенным чертам человек легко сможет отличить голландский город от английского или русское зодчество от японского.

Что делать, если ваш город пытается претендовать на какое-то место в первых рядах мегаполисов мира, но у людей он ни с чем не ассоциируется? Давайте посмотрим на Сингапур, где планомерно решают эту задачу.

От предков Сингапуру досталось несколько исторических районов:

Сложно назвать это чем-то интересным или запоминающимся, просто мило:

Все старые дома неплохо выглядят, многие успешно переделаны под бары, магазины и офисы:

Жилые дома тоже встречаются:

Дома поновее. Улицы и кварталы со старой застройкой обычно сохраняют целиком: новые вставки или нейтральные, или идут в следующих кварталах.

Несмотря на жаркий климат, кондиционерами не портят главный фасад. Обычно их прячут на крыше, ставят во дворе или хотя бы маскируют сзади:

Это всё хорошо и мило, но сложно строить и продавать образ современного города на старых двухэтажных домах второго сорта. При этой мысли возникает идея «а давайте строить торговые центры и небоскрёбы!», ведь это так свежо и современно! Ну ок:

Если бы я вам не сказал, что это Сингапур, вы бы узнали город?

Оказывается, недостаточно просто впихнуть стеклянную высотку!

Видимо, местные власти в какой-то момент поняли (или им подсказали), что всё чуть сложнее. В итоге появилось это:

Сложно назвать гостиницу с бассейном на крыше функциональным и недорогим решением, но у города появился современный символ. Это может не очень просто и дёшево работать, но строение и архитектура окупается за счёт фотографий в Инстаграме, открыток и магнитов — Марина Бэй стала местной Эйфелевой башней:

Или мегадеревья в парке у этой же гостиницы: они большие, собирают энергию, служат смотровой точкой, но не являются чем-то необходимым для хорошего парка. Однак их все фотографируют и запоминают!

Это не отменяет каждодневной рутинной работы над городом, но такой образ стал вишенкой на торте. Ведь если взять тот же парк с мегадеревьями, то там постоянно идёт работа над наполнением парка акциями и фестивалями, а зонирование позволяет не только увидеть характерные для разных климатических зон растения, но и познакомиться с культурой других стран и стать толерантнее.

В Сингапуре вообще последние полвека работают над озеленением своего города. Недавно в Зарядье была лекция про это, где рассказывали про работу и результаты. Не очень хорошо, но видна разница в покрытии города лесами в 1986 году и 2007:

У Сингапура есть стратегия создания города в лесу. Не город-сад, как у нас любят говорить, а именно города в лесу. В новой архитектуре этому уделяют много внимания:

Интересно посмотреть на эти здания лет через 10, когда растения вырастут:

Даже в деловом центре, где высокая плотность застройки и почти нет свободных мест, найдут место для сквера:

Небольшие улицы будут в тени крупных деревьев:

На улицах побольше зелень идёт разноуровневая: деревья, кусты и трава. В такой ситуации не смущают даже заборы вдоль улиц — их просто не видно:

У местного университета перекрыли улицу и сделали небольшой ботанический сад:

Каждое растение подписано, в каждой кадке что-то своё:

Корпус университета новый, но интересно вписан в историческую застройку: новое здание убрали вглубь от старой красной линии и чёрный цвет не доминирует над цветными домами вокруг.

Само озеленение, судя по всему, временное. Скорее всего улицу перекрыли в рамках эксперимента, как вчера я вам показывал в рамках другого примера борьбы города с машинами.

Или другое важное качество города — доступность. Я много ругался на это в Гонконге, здесь же с этим всё нормально:

На всех встреченных тротуарах были идеальные спуски, проблем с лестницами я не заметил. Даже во время строительства здесь делают нормальные сходы:

Хотя Сингапуру нужно больше переходов, сейчас народ довольно активно нарушает:

Город очень известен своими штрафами за любой чих, тут даже до сих пор есть телесные наказания. Они даже победили жвачку этим! За переход вне зебры также есть большой штраф, но...

Не помогают даже специальные указатели к переходу!

В общем, нужно просто делать переходы так часто, как это требуется, другого работающего варианта ещё никто не придумал. Надземные переходы через улицы тоже не работают, к слову.

Если долго горит красный и никто не едет, то... ну вы поняли. Оказывается, во всём мире люди одинаковые.

В рамках транспортной стратегии этой проблеме будут уделять большое внимание, как сказал местный глава Дептранса на Московском урбанфоруме.

Над велоинфраструктурой тоже обещали поработать — хотят к 2030 году сделать 700 км велодорожек. Пока с этим здесь не густо, хотя народ на велосипедах встречается чаще, чем в Гонконге или Сеуле.

Перехватывающая велопарковка у станции метро:

Здесь работает велопрокат без станций. Сервис типичный и про это я уже рассказывал, а вот колёса отличаются от привычных нам:

Зато крыш здесь сделали достаточно — от каждой остановки и станции метро идёт навес:

При том навес идёт прямо до бордюра, во время дождя вы точно окажетесь сухим:

Ещё одно качественное отличие от других азиатских городов — уличная жизнь. Она есть много где, это вообще фишка Азии, но здесь её не пытаются убрать и заменить торговыми центрами. Например, старые улицы накрывают крышей для защиты от осадков и улучшения места:

Ради этого даже закрывают движение машин!

Это скорее похоже на европейские ярмарки:

В каждом районе есть подобие рынка, но с большим функционалом. Это скорее как паб для англичан: место встречи, обсуждения местных новостей, приятного отдыха и лишь затем употребления еды и пива.

Это скорее общественное пространство, а не частный торговый центр. Понимаю, сложно уловить разницу, но она есть.

В бизнес-центрах делают огромные открытые площади под крышей:

Где-нибудь в Сеуле или даже Москве пространство между несколькими офисными зданиями попытались бы объединить торговым центром, здесь же ты идёшь от одной площади к другой. Абсолютно понятная навигация, естественная среда и ощущение открытого пространства.

За граффити здесь тоже серьёзно наказывают, но разнообразие в среду вносят официальным путём: создают временные арт-объекты. Мне, например, попались инсталляции в честь дизайн-недели, тень от козырька соответствует определённому созвездию:

Такие штуки расставлены в разных местах, создавая новые эмоции от привычной и знакомой улицы:

Закончить я хотел бы местным аэропортом. Сейчас это ворота любого крупного города, поэтому их дизайну и удобству уделяют много внимания. В Сингапуре каждый терминал имеет свою фишку, это достойно отдельного разбора, но я не успел собрать материал. Зато здесь есть огромный многоэтажный фонтан в центральном ядре аэропорта:

Сингапур запоминается и удивляет, сегодня это редкое качество для современных городов. Этот опыт особенно ценен в историческом контексте — всё это было сделано на пустом месте за последние 20 лет. Более того, здесь есть не только якорные образы, но и приятные детали с комфортной средой. У меня есть лишь две претензии к городу: ужасный климат и тотальная угроза штрафов. С первым сложно что-то сделать, но второе вполне можно изменить, ведь невозможно построить здоровый город методом запугивания.

Поделиться записью:

добавить меня в друзья

А ещё можно подписаться в...

Посты по теме:
Битва Сингапура против автомобиля

Мои путешествия