Радиоактивный шрам на теле Москвы
В сериале «Чернобыль» очень хорошо показали не саму катастрофу, а реакцию людей и системы на неё: оказывается, радиация может быть опасной для всего человечества и бороться с последствиями приходится с невероятным количеством жертв. Мало кто знает, что ст. 42 Конституции России закладывалась «по горячим следам» этой катастрофы, чтобы такая трагедия больше не повторилась. Но был ли усвоен урок?
Сегодня в Москве хотят строить часть Юго-Восточной хорды. Вместе с мостом через Москву-реку пройдет впритык к могильнику завода полиметаллов, где захоронены радиоактивные отходы урановых и ториевых руд.
В 50–60-е годы завод полиметаллов, который сейчас принадлежит госкорпорации «Росатом», складировал отходы урановых и ториевых руд на крутом берегу Москвы-реки. На отрезке в полкилометра длиной опасные вещества просто засыпали песком и глиной. В те годы Москва не была такой большой и это казалось пригородом. Кроме того, до чернобыльской катастрофы к радиации относились довольно спокойно и не видели в этом больших проблем. Возможно, инженеры и учёные даже допускали постепенный выход захоронений через грунт в реку.
Место захоронения и будущий мост:
Я не химик, я больше про транспорт и урбанистику. Поэтому я попросил своего хорошего друга-учёного из этой сферы прокомментировать сам факт захоронения и возможные последствия вскрытия могильника:
Немного вводной части
Альфа-частицы самые опасные, но их свободный пробег в воздухе — от двух сантиметров до десятков сантиметров, остановить их может даже лист бумаги, не говоря уже о металле. Бетта-частицы летят уже значительно дальше, до нескольких метров. Они менее вредны, чем альфа, но более вредны, чем гамма. Для его остановки достаточно плотных материалов, типа тонколистового металла или оргстекла. Гамма излучение может летать до нескольких километров, остановить его сложнее всего, для этого в основном используют толстый свинец.
Альфа-частицы крайне опасны для организма, но реальный вред могут принести только при вдыхании или проглатывании материала с излучением. Глубина проникновения в тело при прикосновении не так велика и вызывает только радиационные ожоги. Если рабочие поднимут радиационную пыль во время работ, то это гарантированно осядет внутри человека.
Бетта частицы в основном опасны тоже при прямом контакте. Но приникают уже на несколько сантиметров, контакт голой кожей может нанести уже существенный вред организму. Гамма излучение опасно при длительном воздействии.
Если верить информации, там захоронены урановые и ториевые руды. При этом они не в бетонных кубах, а просто засыпаны песком и землёй. В принципе, такое захоронение допускается, т.к. уран и торий мало излучают Бетта и Гамма излучения. Но при этом очень не дурно выделяют альфа-частицы.
Как сейчас захоронены отходы — в принципе норм. И превышение в 200-300 раз гамма излучения для нежилой территории это не критично, только свидетельствует, что там действительно внутри что-то есть.
Последствия раскапывания этого дерьма
Альфа частицы в воздухе летят очень не далеко, поэтому детекторы для их определения необходимо приводить в непосредственный контакт к исследуемому материалу, что сильно усложняет контроль ведения земляных работ. Когда ты капнул и тянешься дозиметром к ковшу, ты уже успеешь надышаться сам этой пылью, и её успеет разнести ветер.
К опасности урана и тория ещё относится то, что это тяжёлые металлы. Как свинец, они практически не выводятся организмом и обладают токсическим эффектом: попав внутрь организма, они начинают планомерно бомбить тебя альфа излучением изнутри, нарушая структуру ДНК и вызывая рак.
Видимо, в связи со сложностью ведения земляных работ «Радон» так мало и вывозит в год с этой территории — они реально осознают опасность раскапывания этой дряни и работают очень аккуратно.
Эти выводы сделаны на основе информации, что там только урановые и ториевые руды. Картина может быть совершенно другой, если это не так.
В мэрии проект объясняют просто: он победит пробки. Но это не так.
С точки зрения транспорта, эти хорды вредны для города: они очень дорогие, во многих местах рвут существующие связи между районами и в целом никак не решают проблему связности города для пешеходов, велосипедистов и общественного транспорта. Более 1 трлн рублей пойдут на улучшение движения для автомобилей, хотя внутри города лишь 20-30% поездок в день совершается на автомобиле.
Появление новых дорог вызовет спровоцированный эффект: многие люди, которые пользовались автобусами и метро до этого, пересядут на автомобили. Новые машины поедут не только по новым хордам, но и по уже загруженным улицам. Поэтому пробок меньше не станет, их лишь станет больше со временем — опыт ТТК, расширения вылетных магистралей и прочих дорожных проектов тому доказательство.
Если бы вместо трасс строили бульвары, то проект был бы в разы полезнее для всех горожан.
У Москвы нет транспортной стратегии, хотя в начале своего мэрства Собянин открыто выступал против строительства 4-ого кольца, а текущие хорды как раз образуют такое кольцо. Сейчас же мэр всецело поддерживает строителей. Ещё Собянин очень любит рассуждать о важности здоровья горожан на разных форумах, это была главная тема последнего урбанфорума. Не находите странностей?
Дорожные проекты крайне прибыльные. Московский строительный комплекс последние 20 лет планомерно уничтожал город эстакадами, подземными переходами и расширениями — экология ухудшалась, шума прибавлялось, удобство Москвы для пешеходов падало, но легче ехать на машине от этого не становилось. Однако дорожные бюджеты лишь росли каждый год.
Плохие улицы и дороги хорошо открывать в телевизоре, но всё это убивает нас каждый день через выхлопы, резиновую пыль и аварии. Однако ни разу строители так открыто и нагло не рисковали здоровьем москвичей.
Фото и схемы из материалов The Village