Что скрывает эпидемия новых городов
Стремление эскапистов строить города с нуля не является чем-то новым. В конце 19-го века движение «Город-сад» стало свидетелем создания целого поколения сельскохозяйственных и провинциальных сообществ в ответ на грязь и перенаселение городов вследствие стремительной индустриализации. Спустя полвека движение «Новый город» развило эти идеи, обещая дивный новый мир современных самодостаточных муниципалитетов, возникших на руинах Второй мировой войны, и сосредоточилось на построении всеохватывающего, демократического общества.
Первые десятилетия нового тысячелетия были ознаменованы всплеском роста населения и ощущением надвигающегося экологической катастрофы. Эти факторы вызвали эпидемию планирования новых городов совсем другого рода. На этот раз они задумываются частными многонациональными корпорациями как закрытые сообщества, необлагаемые налогом центры свободной торговли, каждый из которых представляет собой техно-эко-утопию.
Сонгдо, самопровозглашённый «умный город» в Южной Корее был построен на 600 гектарах искусственной земли, вырытой из Желтого моря возле аэропорта Сеула Инчхон. Это место, где мусор автоматически уносится по подземным трубам, где фонарные столбы всегда следят за вами, и где ваш жилой дом знает, когда отправить лифт вниз, чтобы приветствовать вас, обнаружив прибытие вашего автомобиля. Датчики на каждой улице отслеживают поток трафика и отправляют оповещения на телефон, когда идет снег, а вы можете наблюдать за детской площадкой по телевизору с удобного дивана. Небольшой сенсорный дисплей на стене кухни, позволяет отслеживать потребление электроэнергии, воды и газа своей квартире и, самое главное, сравнивать его со средней статистикой по дому.
По всему миру существует множество новых городов подобных Сонгдо. Эти высокотехнологичные анклавы, которые обслуживаются одними и теми же международными консультантами. Так, например Индия обязалась построить 100 умных городов, Африка вложила 100 миллиардов долларов в 20 таких проектов. Китай уже инициировал 500 подобных пилотных проектов.
Необходимость расширения городов очевидна: ООН рассчитывает, что к 2050 году 68% мирового населения будет сосредоточено в городах. Всем этим жителям нужно где-то жить и работать. Тем не менее, подавляющее большинство вновь планируемых городов не предназначены для размещения вновь прибывающих сельских и городских мигрантов.
Этот новый вид городов принимает различные формы: от правительственных инициатив до государственно-частных партнерств и полностью частных предприятий. Многие из них используются для стимулирования экономики развивающихся стран, причем генеральные планы тщательно разработаны с целью привлечения иностранных инвесторов. Они предоставляют богатым странам мощное средство для расширения своего стратегического влияния за рубежом, при этом строительство новых городов выступает в качестве формы «дипломатии в виде долговых ловушек», связывая принимающие страны невероятно обременительными сделками. Они объявлены панацеей от городских болезней в мире, решая проблему переполненности, заторов и загрязнения. В то же время чаще всего они оказываются катализаторами ухудшения состояния окружающей среды и социального неравенства.
Новые города становятся островами с высококачественными услугами, в то время как многие существующие африканские города по-прежнему страдают от ненадежного электроснабжения и ограниченного доступа к чистой воде. Из-за ограниченного доступа к ипотеке и другим моделям финансирования жилья настоящий африканский средний класс не может позволить себе жить в этих новых городах.
Несмотря на то, что эти утопические города по всему миру в основном наполовину пусты, соблазнительная мечта о строительстве новых городов с нуля в ближайшее время никуда не денется. Городское строительство и многочисленные услуги по планированию, проектированию и техническому обслуживанию, которые сопровождают его, являются быстро развивающейся отраслью, и корпорации стремятся использовать свои идеи независимо от местного контекста.
Оригинал и фото: Guardian «Следующая эра человеческого прогресса»: что скрывает глобальная эпидемия новых городов?
Перевод: Таня Стериди