July 23, 2019

Как жить богато, но плохо (и что с этим делать)

В 2018 году на одного жителя Южно-Сахалинска приходилось почти 120 тысяч рублей городского бюджета, это второй самый богатый город России. Это меньше, чем у Москвы, но больше, чем у Петербурга. Иными словами, это город, у которого всё очень хорошо: есть возможность нанимать специалистов, делать крутые проекты и почти ни в чём себе не отказывать. Но как мы хорошо знаем, бюджет не снимает вопрос компетенции — большие деньги приятно тратить на всякую ерунду и вкусовщину.

Давайте посмотрим на удачные решения и разберём проблемы города.

Хороший парк

В Южно-Сахалинске приятный центральный парк — его не сильно испортили всякими лохотронами и ажурностью.

Неплохая новая набережная без заборов:

На другой стороне уже обычный колхоз:

Нужно ли удивляться, что практически все люди идут на набережную без однолетних цветочков, заборов и ажурных скамеек?

Здесь сделали очень крутую тропу с препятствиями для детей:

Всё сделано вручную для этого парка. Скорее всего, закупить типовые формы или заказать работу у архитектурных бюро было слишком дорого, поэтому всё сделали своими силами, но с опорой на правильные принципы:

Оказывается, можно делать хорошо без ярких красок и всяких песочниц с Лунтиками!

Близость к Японии, видимо, приносит свои плоды — здесь любят поиграть с ландшафтом:

Местами прямо очень сдержанно и приятно:

Приятные места неприятно разделяют зоны ажурности и аля европы, единого стиля у парка нет. Такие фонари плохо подойдут в любое место города, но почему-то именно их очень любят чиновники. В парках же свет нужно встраивать крайне аккуратно, чтобы не навредить экосистеме места. В идеале должна быть точечная подсветка троп с минимальным засветом, а тут свет бьёт во все стороны, кроме тропы. Праздничная же иллюминация — как вишенка на торте плохого освещения.

Тоже любимые многими чиновниками скамейки, которые нормально вписываются лишь в шашлычные у трассы:

Ещё здесь есть детская дорога. Это довольно редкая вещь даже по российским меркам, а иностранцы вообще приходят в восторг от неё. Но есть проблема — РЖД. Раньше вокзал парка был таким, не дворец, но приятный деревянный вокзал с башней:

... а сейчас его превратили в цветастую теплицу:

... и ещё она не работала, когда мы были в городе:

Скверы

Разговоры о бюджетах у нас любят сводить к дорогам, мол, даже на них не хватает. Здесь хватает, поэтому приходится искать ещё места, где бы их освоить. Скверы для этого хорошо подходят — их благоустройство по умолчанию считается хорошим, при этом число сторонних согласований минимально. Тут бывают хорошие примеры, у них не очень с функционалом, но хотя бы просто приятно смотреть:

Этот сквер был подарен каким-то японским городом, здесь вроде всё неплохо:

Даже озеленение годное!

Есть лишь одно значительное НО: урны. Неужели никто из руководства города не замечает, как одно не соответствует другому? Деньги на нормальные урны у города точно должны быть.

И ведь они расставили эти серо-коммунальные урны по всему скверу!

Но чаще всего благоустройство крайне унылое. Деньги пускают в брусчатку и лавки, но совершенно игнорируют людей.

У нас очень любят считать, что ровная плитка и скамейки — всё, о чём могут мечтать жители. То есть «вот сейчас благоустроим сквер, и люди будут здесь ходить и сидеть!», но так не бывает. Нужно продумывать сценарии поведения людей и завлекать их в такие места. Здесь же даже нельзя купить мороженое или кофе, чтобы посидеть на улице ради чего-то.

Благоустройство — это не капитальный ремонт. Нужно создавать пространство для жизни, а не отчитываться кубометрами плитки и единицами скамеек для оценки качества проекта. К слову, постпроектная аналитика у нас в принципе не проводится, никто не ставит каких-либо целей при подобных работах, чтобы затем сверять, получилось или нет. Как при таком подходе можно удивляться подобному качеству?

Я уже описывал в других постах принципы современных общественных пространств, но в случае Южно-Сахалинска я бы хотел сделать ещё один акцент: ваш сквер посреди поля никому не нужен. Пространства нужны там, где есть люди, для этого нужна жилая и деловая застройка вокруг. Здесь же умудрились сделать сквер in the middle of nowhere:

Тут можно сказать много неприятных слов заказчику и авторам работы, но какой в этом смысл, если тут нет даже потенциальных пользователей места. Это как открывать Эплстор посреди картофельного поля — можно, но зачем? Тут ни одна скульптура или даже детская площадка не спасёт.

Деньги ушли, отчёты закрыты, город получил ещё одну мёртвую площадь:

Ещё раз: наличие денег не гарантирует вам хорошие проекты, с городом нужно уметь работать. Если вы понимаете простые законы урбанистики, то сможете сделать хорошо даже из дешёвых материалов.

Архитектура (её нет)

Южно-Сахалинск — молодой город, чья урбанизация немного пришлась на японские годы (с 1905 по 1945 годы) и на советское время. Из-за этого возникает проблема идентичности и разнообразия: город застроен типовым жильём без каких-либо уникальных доминант. Вам может показаться это надуманной проблемой, но тут даже на магнитики толком наносить нечего — это очень плохое качество города.

Денег тут много, поэтому практически все хрущёвки и панельки утепляют. Коробку сложно как-то испортить в архитектурном плане, но здесь с этим справляются:

Близость дешёвых китайских материалов играет злую шутку с городом, превращая его из безликого в китчёвый

Для — сравнения дом, который просто отштукатурили:

Артефакты прошлого. Будет грустно, если подобные мозаики закроют вентфасадом — на сегодня это самое интересное, что можно посмотреть в городе:

Нежилая застройка, обычно всё такое:

Был встречен лишь один приятный дом, его просто покрасили в чёрный:

В Южно-Сахалинске попытались создать какое-то подобие ансамбля и достопримечательность с помощью храма, музеев современной истории России и ВОВ. Позволю себе не комментировать результат с точки зрения архитектуры, а то точно оскорблю чьи-то чувства.

Зато стройку нового дома в метре от ЛЭП могу — это звиздец. Жители смогут экономить электроэнергию, ведь лампы в их комнатах будут светиться от излучаемого электромагнитного поля. Это нарушает всё, что только можно нарушить.

Уличная жизнь

От скверов давайте потихоньку перейдём к улицам. От японцев городу досталась квадратная сетка с широкими улицами, а в советское время застройку делали более-менее плотную. В таких условиях Южно-Сахалинск мог бы стать российской Барселоной с прекрасными тротуарами и уличной жизнью, примерно вот такими:

Но улицы города выглядят вот так. Почему-то огромные псевдоисторические столбы не приближают город к Барселоне или Лондону.

В городе мало привычной квартальной застройки, когда дом формирует улицу, чаще всего дом отнесён внутрь квартала. Ещё в советское время не было рыночной экономики, поэтому не было практически уличного бизнеса и заделов под него. Улицы не являются общественным пространством, а выполняют сугубо транзитную функцию.

Попыток исправить это недоразумение я не увидел. Скорее наоборот: хаотично нарезанные парковочные карманы, сплошное озаборивание и создание дублёров лишь активнее прогоняет людей с улицы.

Последние транспортные новинки лишь ухудшают пешеходность города. Надеюсь, не нужно повторять, что надземный переход над небольшой улицей (одной из главных в городе) — бред, вредительство и потраченные впустую деньги? Это не решает проблему пробок и не повышает безопасность. Это можно только сносить.

В нормальном городе на тротуар выходят витрины магазинов, столики кофеен и прочие вещи. Здесь улица формируется забором, за которым идёт парковка и лишь потом бизнес.

Тротуар просто может пропасть посреди улицы. В этот момент человек просто перебегает на другую сторону, но там он тоже в какой-то момент обрывается. Уверен, многие жители с удовольствием ходили бы по городу по делам пешком, но сам город делает всё, чтобы человек залез в машину. В итоге несмотря на небольшие размеры и хорошую сетку улиц, в городе постоянно образуются пробки — администрация сама их порождает своими ошибками. Отсутствие стратегии и понимания элементарных вещей делает жителей слабее, не развивает бизнес и ведёт к деградации города. Напомню про свой старый пост: 50 причин иметь удобный город для пешеходов.

В городе пытаются развивать велодвижение, и это похвально с точки зрения экологии, транспорта, доброжелательности и развития бизнеса, но всё крайне печально. Чаще всего это просто краска на плитке даже без велопереездов. Про понижение бордюров тоже часто забывают.

Что надо

К счастью, всё это можно исправить: Южно-Сахалинску нужно не заборы с плиткой закупать, а заказать проект реновации хотя бы центральных улиц. Архитекторы должны изучить текущие проблемы и создать комплексный документ реновации: нужны проекты частичной перестройки домов с созданием удобных первых этажей для бизнеса вдоль тротуаров, архитектурные доминанты и правила оформления фасадов, световой мастер-план, проекты реконструкции улиц для переориентации на пешеходов и велосипедистов, озеленение взрослыми деревьями и изменение транспортных схем. Лишь в этом случае получится решить проблемы идентичности и городской жизни, а также снизить зависимость жителей от машин. Деньги на это точно можно найти, но нужно дойти умом до потребности системной работы над городом.

Поделиться записью:

добавить меня в друзья

А ещё можно подписаться в...

Посты по теме:
Мои путешествия

Избранное про транспорт и застройку