С чего начать реформу вокзалов Москвы
Московские вокзалы — это позорные врата города. Ни одному человеку не посоветую добровольно пользоваться ими: неудобные проходы, проверки, ограды, лестницы, плохая навигация, странное расположение торговли и так далее. Некогда прекрасные дворцы прогресса сегодня превращены в серые сараи за колючей проволокой. Особенно всё это чувствуется при заходе с новых московских улиц в эти пещеры.
Судя по всему, в руководстве РЖД наконец-то тоже осознали факт бардака у себя под носом, управление вокзалами совершенно не справлялось со своими функциями. И речь не только про удобство для пассажиров, это ещё и потерянная прибыль от имущества:
«РЖД-Недвижимость» (стопроцентная «дочка» РЖД) планирует заняться модернизацией московских вокзалов и перестройкой прилегающих к ним территорий для бизнес-проектов и строительства жилья. Эту идею обсуждали на заседании инвестиционного комитета РЖД в понедельник, 16 августа, сообщили РБК два источника, близких к его участникам.
Речь идет о развитии Киевского, Белорусского и Курского вокзалов с территориями полосы отвода железнодорожных путей до Третьего транспортного кольца, Савеловского вокзала совместно с грузовым двором Москва — Бутырская, а также грузового двора Москва — Митьково-2 в Сокольниках. Общая площадь этих территорий составляет 177 га, из которых на вокзалы и перроны приходится 22,9 га. Целью модернизации РЖД видят увеличение пропускной способности вокзалов, повышение комфорта пассажиров, увеличение налоговых поступлений от реализации бизнес-проектов, говорят оба собеседника.
Подробнее на РБК
Сейчас я не буду концентрироваться на застройке прилегающих площадей и грузовых дворов. В теории это скорее плюс, так как включит территорию внутри города в общественное пользование и создаст дополнительный спрос на железные дороги. Если смотреть на международный опыт, то за счёт развития вокзалов и застройки японские железные дороги имеют возможность вкладывать в развитие движения и создавать локальные центры для жителей. Но если эти проекты выльются в огромные однотипные панельки-человейники, то весь потенциал будет угроблен ради сиюминутной прибыли.
Торговля на вокзале тоже не является абсолютным злом, просто бизнес должен дополнять транспортную функцию, а не доминировать над ней. Примеры хорошей организации магазинов я показывал в Лейпциге и Берлине.
С вокзалами всё сложно в первую очередь из-за силовиков — под предлогом антитеррористических требований закрывают проходы и создают барьеры для пользования вокзалом, они просто выпадают из общественного пользования. Также удлиняются переходы между разным транспортом, путь из метро в поезд или из трамвая в вагон превращается в очень плохой квест. Раньше этот маразм можно было обойти и сразу попасть в поезд или город, но всю пространственную задумку архитекторов убили заборами (прямо как со школами в центре микрорайонов).
Если хотя бы открыть все проходы и спилить заборы на привокзальных площадях, то пользоваться вокзалами и железными дорогами станет в разы проще и удобнее. При этом досмотровые зоны можно оставить, но убрать их вбок и сделать проверку выборочной. Уверен, что РЖД хватит лоббизма в госструктурах для такого компромисса.
Вторая важная проблема — прилегающие площади. У градостроителей прошлого явно было какое-то отвращение к пассажирам железных дорог, потому что людей с сумками при любой возможности загоняют в подземные переходы без лифтов или ведут через поля парковки. Нужно смещать акцент с парковки и такси на удобство площадей для пешеходов и приоритет общественного транспорта.
Здесь у Москвы есть более-менее положительный опыт реконструкции площади перед Белорусским вокзалом, где уместили парковку, сделали удобные пешеходные пути с деревьями, построили трамвай, приблизили остановки автобусов к самому вокзалу и даже продублировали подземный переход зеброй через Тверскую — коллапса не случилось, но пользоваться площадью и вокзалом стало в разы удобнее.
Убрать лишние лестницы и навести порядок с вывесками внутри не есть что-то сложное. Главное — нанять нормальных архитекторов и слушать их. Больше опасений у меня вызывает вопрос доступности и транспорта: в Москве нет единого общегородского управления транспортом в этих зонах. Получается, что самим вокзалом управляют одни люди, остановкой перед входом — другие, станцией метро — третьи и так далее. В такой ситуации нет координации и общего понимания элементарных вещей. Это очень хорошо заметно хотя бы по навигации — указатели совершенно не дружат друг с другом и просто кидают пассажиров. Было бы здорового сделать единого оператора для вокзалов, куда бы входило РЖД, Дептранс, метро, коммунальщики, бизнес и прочие заинтересованные лица.
В целом, универсальный рецепт удобных вокзалов можно свести к «верните как было» с локальными доработками. Сносить и кардинально перестраивать вокзалы нужды нет — архитекторы прошлого неплохо сделали свою работу.
Посты по теме:
Пассажир? Страдай ради безопасности!
Что не так с РЖД по сравнению с европейскими железными дорогами