Доступное метро: возможно у них, невозможно у нас
С год назад меня позвали на какой-то канал порассуждать о московском метро: что хорошо, что не очень. Там же были представители Дептранса и самого метрополитена, которые с лихвой рассказали о всех плюсах и ударных темпах по всем возможным направлениям, затем дали слово мне. За 30 секунд сложно охватить все проблемы, поэтому акцент я сделал на двух вещах: проблема с новой навигацией и доступностью станций в целом.
С навигацией проблему признали, какая-то бессистемная возня по ней идёт по сей день, то есть делается хоть что-то. С доступностью же ответ был простой: у нас есть служба помощи и «ну вы же понимаете», что наши станции старые и глубокие, то есть проблему даже не поняли.
В России проблема доступной среды лишь начинает формироваться в обществе, хотя подход «не вижу проблемы — проблемы нет» всё ещё крайне популярен. Наличие же сложных препятствий почему-то убивает всё желание делать хоть что-то. Вроде всё плохо, но появился небольшой луч света в конце туннеля: о безбарьерной среде задумались в Петербурге, и уже даже объявлен открытый конкурс.
Если кратко, то всё очень плохо. Практика ввода новых станций без работающего лифта стала абсолютной нормой. Для прохода к турникетам нужно преодолеть множество дверей и лестниц — это сложно сделать просто человеку со сломанной ногой или рукой, не говоря уже об инвалидах и иных маломобильных. Службу помощи нужно вызывать заранее, но она не поможет колясочнику при наличии эскалаторов — их спуск и подъём запрещён правилами безопасности. Отдельно отмечу, что при массовой реконструкции вестибюлей старых станций было сделано ровно 0 лифтов хотя бы до турникетов. Аналогично с наземной Филёвской линией — при реконструкции доступности не прибавилось.
Иными словами, человек с ограниченными возможностями может сесть на редких станциях на окраине, где лифты всё же запустили, и ездить по этой же линии до других новых станций — пересадки или станции в центре для него недоступны.
Больше всего удручает, что многие станции первой очереди были с вестибюлями на уровне улицы — любой человек мог без проблем пройти зону турникетов. Сейчас это таинство проектирования доступной среды потеряно в столице.
Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга объявил открытый конкурс на разработку предпроектной документации по определению параметров приспособления Кировско-Выборгской линии метрополитена от станции «Проспект Ветеранов» до станции «Чернышевская» для обеспечения доступа маломобильных групп населения.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 19,842 млн рублей. Срок подачи заявок – до 27 сентября 2019 года, рассмотрение и оценка первой части заявок намечены на 30 сентября, второй части заявок – на 7 октября.
Основная цель подготовки предпроекта – определение возможности приспособления существующих станций участка Кировско-Выборгской линии метро для доступа пассажиров всех категорий мобильности.
По результатам выполнения работ подрядчик должен представить не менее двух вариантов предпроектных проработок в виде документации, состоящей из пояснительной записки и графических материалов.
Комитет по развитию транспортной инфраструктуры
Пока Москва не может, Петербург уже объявил конкурс. Пока решений нет, но, видимо, город рассчитывает сделать доступными даже старые станции глубокого заложения.
Приспособлять что-то старое под новые требования всегда сложно и дорого, но современные технологии делают это вполне возможным. Например, станции метро Праги приспособили для маломобильных, даже на пересадках есть лифты. Особо отмечу, что это типовые советские станции:
В метрополитене Стокгольма я восхищался не рисунками на скалах, а полностью доступной средой:
В Хельсинки для глубоких станций роют не только эскалаторный сход, но и место для лифтов:
Можно вспомнить про самый первый метрополитен мира — лондонский. Там очень мало места и вообще всё сложно, но город выделил £75 миллионов (более 6 млрд рублей) в фонд по улучшению доступности станций. Эти деньги пустят на лифты, к участию в улучшении метро призывают всех пенсионеров и маломобильных. И это без учёта их новой городской электрички — там все станции сразу проектируют без ступенек.
На 2017 год только 71 из 270 станций лондонского метро была доступна для маломобильных. Но проблему признали и начали решать.
Возможно, проблема с доступностью московского метро связана не столько с техническими или финансовыми проблемами, сколько с простым непониманием самой проблемы? Я бы с удовольствием посмотрел фильм о том, как руководство города пытается передвигаться по городу в инвалидных колясках.
Посты по теме:
Здесь вам не рады