September 11, 2019

Доступное метро: возможно у них, невозможно у нас

С год назад меня позвали на какой-то канал порассуждать о московском метро: что хорошо, что не очень. Там же были представители Дептранса и самого метрополитена, которые с лихвой рассказали о всех плюсах и ударных темпах по всем возможным направлениям, затем дали слово мне. За 30 секунд сложно охватить все проблемы, поэтому акцент я сделал на двух вещах: проблема с новой навигацией и доступностью станций в целом.

С навигацией проблему признали, какая-то бессистемная возня по ней идёт по сей день, то есть делается хоть что-то. С доступностью же ответ был простой: у нас есть служба помощи и «ну вы же понимаете», что наши станции старые и глубокие, то есть проблему даже не поняли.

В России проблема доступной среды лишь начинает формироваться в обществе, хотя подход «не вижу проблемы — проблемы нет» всё ещё крайне популярен. Наличие же сложных препятствий почему-то убивает всё желание делать хоть что-то. Вроде всё плохо, но появился небольшой луч света в конце туннеля: о безбарьерной среде задумались в Петербурге, и уже даже объявлен открытый конкурс.

Московская проблема

Если кратко, то всё очень плохо. Практика ввода новых станций без работающего лифта стала абсолютной нормой. Для прохода к турникетам нужно преодолеть множество дверей и лестниц — это сложно сделать просто человеку со сломанной ногой или рукой, не говоря уже об инвалидах и иных маломобильных. Службу помощи нужно вызывать заранее, но она не поможет колясочнику при наличии эскалаторов — их спуск и подъём запрещён правилами безопасности. Отдельно отмечу, что при массовой реконструкции вестибюлей старых станций было сделано ровно 0 лифтов хотя бы до турникетов. Аналогично с наземной Филёвской линией — при реконструкции доступности не прибавилось.

Иными словами, человек с ограниченными возможностями может сесть на редких станциях на окраине, где лифты всё же запустили, и ездить по этой же линии до других новых станций — пересадки или станции в центре для него недоступны.

Больше всего удручает, что многие станции первой очереди были с вестибюлями на уровне улицы — любой человек мог без проблем пройти зону турникетов. Сейчас это таинство проектирования доступной среды потеряно в столице.

Петербургский конкурс

Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга объявил открытый конкурс на разработку предпроектной документации по определению параметров приспособления Кировско-Выборгской линии метрополитена от станции «Проспект Ветеранов» до станции «Чернышевская» для обеспечения доступа маломобильных групп населения.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 19,842 млн рублей. Срок подачи заявок – до 27 сентября 2019 года, рассмотрение и оценка первой части заявок намечены на 30 сентября, второй части заявок – на 7 октября.

Основная цель подготовки предпроекта – определение возможности приспособления существующих станций участка Кировско-Выборгской линии метро для доступа пассажиров всех категорий мобильности.

По результатам выполнения работ подрядчик должен представить не менее двух вариантов предпроектных проработок в виде документации, состоящей из пояснительной записки и графических материалов.

Комитет по развитию транспортной инфраструктуры

Пока Москва не может, Петербург уже объявил конкурс. Пока решений нет, но, видимо, город рассчитывает сделать доступными даже старые станции глубокого заложения.

Как с этим справляются в мире

Приспособлять что-то старое под новые требования всегда сложно и дорого, но современные технологии делают это вполне возможным. Например, станции метро Праги приспособили для маломобильных, даже на пересадках есть лифты. Особо отмечу, что это типовые советские станции:

В метрополитене Стокгольма я восхищался не рисунками на скалах, а полностью доступной средой:

В Хельсинки для глубоких станций роют не только эскалаторный сход, но и место для лифтов:

Можно вспомнить про самый первый метрополитен мира — лондонский. Там очень мало места и вообще всё сложно, но город выделил £75 миллионов (более 6 млрд рублей) в фонд по улучшению доступности станций. Эти деньги пустят на лифты, к участию в улучшении метро призывают всех пенсионеров и маломобильных. И это без учёта их новой городской электрички — там все станции сразу проектируют без ступенек.

На 2017 год только 71 из 270 станций лондонского метро была доступна для маломобильных. Но проблему признали и начали решать.

Возможно, проблема с доступностью московского метро связана не столько с техническими или финансовыми проблемами, сколько с простым непониманием самой проблемы? Я бы с удовольствием посмотрел фильм о том, как руководство города пытается передвигаться по городу в инвалидных колясках.

Поделиться записью:

добавить меня в друзья

А ещё можно подписаться в...

Посты по теме:
Здесь вам не рады