Новая площадь Киевского вокзала
Строительный сезон на улицах Москвы подходит к концу, с чем я всех поздравляю. В этом году реконструировали в основном переулки центра, плюс занялись окраинами (и там всё неоднозначно). Среди интересного я бы выделил площади перед Киевским и Савёловским вокзалами. Оба случая сложные и важные в масштабах всего города, но у московских архитекторов и транспортников уже есть положительный опыт в таких делах.
У Савёловского вокзала работы ещё в разгаре, зато перед Киевским закончили основные работы — можно смотреть, что там да как.
Что такое привокзальная площадь?
Вокзалы — ключевые транспортно-пересадочные узлы в городах, и их интеграция в общую городскую систему крайне важна. Здесь пересекаются потоки пассажиров дальнего следования и внутригородских, много разных видов транспорта, а ещё нельзя забывать про функцию общественного пространства.
В Москве с привокзальными площадями очень много проблем, в первую очередь организационных: РЖД занимается обустройством исходя из своих соображений, а город — из своих. Каждая рука живёт своей жизнью — об этом я писал совсем недавно.Судя по всему, проблему правда заметили, и пришло политическое решение что-то с этим делать. Скорее всего, грядущий запуск центральных диаметров стал дополнительным пинком к изменениям.
Между Европейским и вокзалом появилась пешеходная зона. Было:
Движение было разрешено только общественному транспорту, по сути это было огромное асфальтовое поле с отбойником посередине:
Стало. В лунках должны появиться деревья, их обычно высаживают поздней осенью или весной для уменьшения стресса у дерева:
Тут находится выход из метро, раньше на узком тротуаре была постоянная толкучка:
Сейчас такой проблемы не заметил:
Исторически на площади много торговцев цветами, для них обещают сделать павильоны где-то поблизости:
Ещё здесь построили огромный и уродливый информационный павильон будущих диаметров. Очень надеюсь, что его снесут после запуска электричек.
На самой площади появилась безбарьерная среда, даже подземный переход продублировали зеброй:
С вокзалом и метро всё печально — их реконструкция никак не затронула. Маломобильный? Страдай!
Киевская была важной площадью для троллейбуса — здесь сходилось много маршрутов, в том числе очень популярных.
По грустной московской традиции троллейбус был уничтожен под будущие электробусы. Электробусов пока нет физически в нужном количестве, поэтому со всей Москвы пылесосили автобусы для хоть какой-то замены выбывших троллейбусов.
Вместо асфальтового плаца появились платформы с возможностью отстоя на время посадки без помех для других:
Популярные маршруты останавливаются ближе к вокзалу, а остальные подальше:
Зарядки для электробусов и зона отстоя между рейсами. Такие площадки нужны для стабильной работы маршрутов, но выглядит это асфальтовым плацем:
На площади обещают поставить какие-то новые павильоны с навесом и подогревом, а вокруг уже стоят типовые новые остановки. Все остановки получили номера — это должно упростить навигацию в будущем:
Ещё полгода назад напротив главного входа был хаос из таксистов и парковки:
Сейчас тут выделенка и остановки прямо у входов в здание вокзала:
Раньше заезд на площадь был общим для всех, из-за чего была жуткая неразбериха. Сейчас же заезды для общественного транспорта и остального разделили. Ещё для общественного транспорта появился новый съезд и заезд с Бережковской набережной, в часы пик это позволит пассажирам сэкономить до 15 минут. Водители пока привыкают, ЦОДД выставил свой патруль для помощи:
Раньше перед главным входом была парковка:
Теперь тут площадка для такси:
Платформы были пронумерованы, что должно упростить поиск своей машины. Примерно так уже работают московские аэропорты: при заказе такси приложение подсказывает номер платформы и ведёт водителя и пассажира к нужному месту.
Станцию велопроката разместили довольно далеко от самого вокзала и метро, это плохо.
С площади убрали одну парковку, но рядом есть большой паркинг торгового центра. Осталось две парковки, одна со стороны улицы:
Вторая сбоку вокзала, но она ещё в процессе наведения красоты:
Парковки останутся платными, зато ближе ко входам будет зона Kiss&Ride с бесплатными 5 минутами.
Изменения кажутся некритичными, но новая организация всегда ломает привычки людей. Во всех основных точках были поставлены стелы с основной информацией, чтобы народ не терялся и не жаловался:
Навигация временная — в рамках второго этапа работы над площадью обещают оценить изменения и подогнать навигацию под поведение людей и возникшие проблемы:
Подход мне нравится: проверяем, смотрим на проблемы и капитально делаем уже без ошибок. Вот только подобные вещи должны делаться в увязке с железной дорогой, а у РЖД с этим большие проблемы, и признавать они их не торопятся.
Нельзя не отметить прекрасные новые фонари. Надеюсь, их не покрасят в серый по весне:
Ещё тут даже смогли спрятать цоколь под плитку! Никаких ужасных юбок!
Реконструкция охватила не только привокзальную площадь, но и улицы вокруг. Были сделаны островки безопасности:
Местами заметно расширился тротуар, скоро высадят деревья. Предвкушая крики о коллапсе: за счёт тротуаров убирают лишние полосы, которые создают эффект бутылочного горлышка далее. Не всегда для улучшения ситуации нужна ещё одна полоса — часто излишние полосы лишь ухудшают движение. По светофору хорошо видно, где раньше кончался тротуар:
Раньше я избегал Киевский вокзал во многом из-за убогой площади вокруг — хотелось поскорее сбежать с неё. Уже сейчас стало в разы приятнее: всё стало удобнее и логичнее, чувствуешь себя почти белым человеком. Немного повторюсь про второй этап работы с площадью: должны высадить деревья, поставить павильоны с подогревом, постоянную навигацию, городской прокат электровелосипедов на месте обычной станции и сделать разметку. На одно адовое место города меньше.