September 25, 2019

Промышленная история Москвы: спасти или застроить?

Историческое наследие — тема сложная и неоднозначная. С одной стороны, важно сохранить для будущих поколений настоящую архитектуру дней сегодняшних и прошлых — об этом я подробно рассказывал в посте про восстановление Дрездена. С другой стороны, консервировать половину города глупо и даже вредно, часто новые дома раскрывают место с новой стороны и становятся достопримечательностями всей страны (привет Эйфелевой башне). Иными словами, найти баланс крайне сложно.

В России сегодня только учатся работать с наследием, специалистов крайне мало и всегда возникает вопрос «а не снести ли всё к чертям и построить торговый центр». У такой ситуации много причин: отсутствие внятной политики, главенство строителей над архитекторами, нестабильная экономика и политическая ситуация. Глупо ожидать другого, когда долгосрочное планирование отсутствует, а вложенный труд и средства могут легко отобрать друзья властьимущих. Поэтому мы так часто видим надругательство над историей под видом попыток восстановления и осовременивания: проще быстренько снести, построить своё и окупить вложения за пару лет.

В Москве сейчас обсуждают проект застройки Бадаевского пивного завода в центре города: над историческими корпусами должны вырасти высотки на ножках. Памятники архитектуры обещают сохранить, но проект вызывает слишком много вопросов и опасений.

Прошлое и настоящее

Исторические корпуса, дошедшие до наших дней, были построены на рубеже 19 и 20 века:

Такой архитектуре может позавидовать исторический центр любого российского города, а ведь это был просто завод на окраине Москвы того времени:

В 1991 году комплекс получил охранный статус по границам завода, но после этого началось дробление на отдельные корпуса и детали. В наши дни разрешили строить вплотную к памятникам, а некоторые здания оказались де-юре разными адресами: одна часть дома может быть под охраной, а вторую можно просто снести.

В советское время комплекс завода пережил небольшую перестройку, в рамках которой появился новый корпус. Сложно назвать его красивым, но он вставлен довольно аккуратно с сохранением кирпичного фасада — он не доминирует и не выделяется:

В целом же состояние завода плачевное, собственник явно не уделял должного внимания поддержанию. Говорят, что под территорией завода есть огромные старые подвалы, но их состояние катастрофически аварийное.

Производство было закрыто в 2006 году, с тех пор собственник скорее мечтал продать землю и завод под что-то грандиозное, но, видимо, не было желающих или не устраивала цена. С 2013 года началась сдача помещений под бизнес небольшими участками, арендная ставка была небольшой, но нужно было приводить помещения в порядок. К 2018 году порядка 80% площадей исторических корпусов были заняты малым и средним бизнесом. В общем, завод зажил второй жизнью без капитальных перемен.

Сейчас здесь много баров, ресторанов и клубов. Во многих помещениях исторические детали были аккуратно отреставрированы или наоборот раскрыты для общего пользования. Например, в ресторане нашли исторические скважины и накрыли их стеклом:

В других корпусах сохранили оригинальные служебные лестницы:

Здесь сушили ингредиенты для пива, при ремонте арендаторы всё сохранили в оригинальном (хоть и потрёпанном) виде:

Самое интересное, что в одном из заведений продолжают делать пиво!

Найденные при ремонте документы и детали собирали и использовали повторно с новой идеей, даже кирпичи:

Сегодня территория Бадаевского завода не идеальная, но живая — мелкий бизнес провёл мягкую реновацию помещений с сохранением оригинальных деталей, придав старым корпусам новые функции. Получилась интересная и нетипичная для Москвы атмосфера, свойственная скорее Берлину.

Интересно, что небрежное отношение к заводу — тоже часть истории места и страны в целом. За 10 метров фасада можно проследить подход к строительству до революции, в советское и наше время. Именно за это свойство и любят архитектуру — это застывшая политика:

Будущее

Теперь посмотрим на предложение девелоперов, которое было поддержано городом:

Концепция развития территории Бадаевского пивоваренного завода от Capital Group предусматривает реконструкцию исторических промышленных строений, наполнение территории новыми функциями, создание благоустройства, в том числе в границах набережной для жителей города. На территории участка располагаются три строения. 1 и 3 корпуса, имеющие статус объектов культурного наследия, будут отреставрированы. Также по историческим чертежам будет восстановлен частично утраченный 2 корпус, не имеющий охранного статуса, но очень важный с точки зрения архитекторов для целостности архитектурного ансамбля, в котором планируется создание пивного ресторана с сохранением традиции пивоварения.
На территории будет создан общественный парк площадью 4 га с разветвленной сетью пешеходных дорожек, детскими и спортивными площадками. С южной стороны объектов культурного наследия обустроят пешеходный бульвар. Набережная протяженностью 500 метров будет благоустроена, на ней разместятся кафе и рестораны.
Ансамбль дополнит новое строение с современным беспрецедентным архитектурным решением для столицы: здание на колоннах возвысится над землей на 35 метров. Новое здание приподнимется над землей на стройных опорах, связывающих его с окружающим парком, открывая впечатляющие панорамные виды на Москву-реку, парк, отреставрированные здания, гостиницу «Украина», Кутузовский проспект, Дом Правительства и ММДЦ «Москва-Сити».
Архсовет Москвы

Когда я впервые увидел эти картинки, то принял всё за шутку или футуристичный дипломный проект студента. Просто как иначе воспринимать подобное в городе, где рендер с реализацией обычно имеет мало общего?

Картинки очень красивые, с этим сложно спорить: красивая старая архитектура и парящие высотки где-то вдали — хоть вешай плакат на стену с такими видами! Жители же показали реальность чуть менее красиво, но наглядно:

В СМИ пишут, что собственник уже начал давить на арендаторов: отключает свет с водой и иными способами пытается расторгать все контракты.

Всё ли правильно?

Допускаю, что застройщик может сделать всё в точности, как на картинках — наверняка технические возможности для этого есть. Но я очень сомневаюсь, что российские реалии способствуют этому, намного проще под видом красивого проекта всё порушить, а затем упростить решения и в итоге просто построить что-то такое:

... или такое:

Если небольшие арендаторы могут себе позволить индивидуально относиться к находкам истории и общему интерьеру, то крупным застройщикам это совершенно не нужно — будет проще оставить стены и фасад, выкинув старьё на свалку. Реставраторы и историки неоднократно мне рассказывали, как спасали артефакты на свалках стройплощадок или выкупали находки у строителей. То есть историческая среда будет потеряна не только в целом, но и в деталях.

Отдельного внимания требует бизнес и жители — с ними не церемонятся и просто ставят перед фактом. Люди планировали свою жизнь в этом месте, но в один момент эти планы были перечёркнуты. Если жители могут съехать, то бизнес потеряет свои вложения, кому-то придётся вовсе закрыться. Такая ситуация полностью противоречит мировым трендам, когда проекты реконструкции и реновации призваны сохранить старожилов на новом месте, предоставив условия получше после завершения работ.

Но нужно ли всё оставлять просто как есть сейчас? Явно нет. Просто не нужно ампутировать ногу, когда у тебя аппендицит. Ансамбль корпусов можно дополнить современными постройками, просто они должны быть человеческого масштаба и не доминировать над всем городом — пустыри для этого есть.

Комплекс стоит на склоне Москвы-реки, но контакта с водой нет ни физического, ни визуального — стыдоба!

В целом территория между корпусами напоминает парковку Меги — это крайне дико в 2019 году.

Бадаевский завод достоин лучшего, как в плане текущей ситуации, так и в плане проекта застройки. В погоне за сиюминутной выгодой мы можем потерять уникальный пример промышленной архитектуры в его оригинальном виде — потомки могут не простить нам этого.

Поделиться записью:

добавить меня в друзья

А ещё можно подписаться в...

Посты по теме:
Зачем городу память