Урбанистика в авторитарной обстановке
Удивительно, но в 2019 году многие всё ещё не видят связи между состоянием городов и политикой. Идут ли деньги на бетонирование набережных или делают крутые проекты парков, каждый год перекладывают асфальт или пускают деньги на озеленение, строят безликие человейники или приятные для жизни кварталы — всё это увязывается на работе общественных институтов, то есть политике и ответственности властей перед жителями.
Без демократических институтов тоже могут наводить красоту, достаточно посмотреть на состояние российских городов при Сталине, когда руководители страны понимали важность архитектуры для политического строя. Или пример наших дней из Москвы при Собянине — реконструировать по 50 улиц в год не может позволить себе ни один европейский города: на обсуждение проекта, согласование с жителями и стройку уходит минимум три года, поэтому даже богатые и передовые западные города делают максимум несколько улиц в один год.
Когда изменения идут «сверху-вниз», то есть ещё одна большая опасность: следующий руководитель может царским указом откатить всё взад. Просто потому что им так захотелось, и они неподотчетны жителям. Именно так случилось в Алматы, когда после продвинутого руководителя пришли колхозники.
В декабре 2018 я рассказывал вам об успехах города: снесли все заборы, появились пешеходные улицы, велопрокат с велодорожками, скоростные автобусы, новые достопримечательности, думали вернуть трамвай и о прочих хороших вещах. Тогда же я писал об опасности столь кардинальных изменений.
В этом году старого мэра убрали, назначали нового и начался откат прежних решений: увеличение скоростного режима на самых аварийных улицах, возращение парковки вместо ряда велополос. Всё это делалось без какой-либо аналитики, просто новый начальник может так решить и ничего ему за это не будет.
Если прежний мэр дублировал подземные переходы зебрами по земле и обещал вообще их закопать, то новый начал нанимать людей для загона жителей под землю:
С улиц убирают зелень для новых машин:
Новый мэр прямо дал понять, в каком направлении теперь будет развиваться город. Поэтому местные водители очень быстро нашли бесплатную парковку на пешеходных зонах Алматы:
Можно ли подобное представить в Берлине, Амстердаме, Нью-Йорке? Маловероятно — там вера в светлое автомобильное будущее давно прошла, люди могут свободно выражать своё мнение и есть работающие механизмы защиты. Например, в Мадриде недавно закрыли центр города для дизельных автомобилей старше 2006 года и бензиновых старше 2000 года. Уровень загрязнения воздуха стал самым низким за последние 10 лет.
Но через месяц после выборов новый мэр Мадрида отменил это ограничение. За несколько дней загрязнение вернулось на прежний уровень, и тогда на улицы Мадрида вышли тысячи людей. Они требовали возвращения ограничения и подали заявление в суд на отмену решения мэрии. Суд вернул запрет, сопроводив решение словами «здоровье [жителей] Мадрида важнее возможности ездить на автомобиле». Возможно ли подобные акции против мэра и независимые суды в системе, когда всё управляется одним человеком? Поэтому построить здоровый город и создать взаимоуважительные отношения практически невозможно, когда жители игнорируют политику.