October 3, 2019

Не смейте лезть в наше болото!

Очень часто встречаю заблуждение, что наши города можно исправить с помощью всего лишь новых стандартов или нескольких первоклассных специалистов. Хорошие ГОСТы и кадры, безусловно, важны, но за город отвечает множество разных ведомств и армия чиновников, а ещё есть жители, бизнес. Если долгие годы в городе была атмосфера закрытости и консерватизма, то вся система и люди будут неистово сопротивляться изменениям.

Это не приговор, с такими настроениями можно и нужно уметь работать. Например, с помощью тактического урбанизма — пусть люди привыкнут к новому виду улиц и площадей, чтобы потом спокойно переделать всё капитально. Или с помощью вовлечения: пригласите людей за один стол и поработайте над решениями, объясните им смысл нововведений. Есть и другие способы, которые хорошо работают в России и мире, важно просто понимать, что возмущений легче не допускать изначально, чем пытаться увернуться от них в конце. Вот в Севастополе этого не поняли.

Московский бюджет выделил городу 2 млрд рублей на реконструкцию улицы Большая Морская в центре. Опустим странность такого перекидывания денег без спроса москвичей, это просто факт. Сейчас эта улица выглядит так:

Сложно назвать ситуацию печальной: с улицей могли наделать много бед за постсоветские годы, но этого не случилось. Тем не менее, назвать её комфортной и безопасной тоже нельзя — дизайн не менялся последние десятилетия, хотя уровень автомобилизации и скорость машин изменились кардинально.

Упирается же улица в огромное кольцо. С точки зрения транспорта, от подобных колец на больших улицах в мире отказались уже очень давно: их сложно преодолевать пешком и на велосипеде, много перестроений и конфликтных точек, от чего растёт аварийность. Кольца сегодня применяют на загородных трассах и на совсем небольших улицах. С точки зрения общественных пространств, эта площадь вообще никак не используется. В общем, всё печально.

Компания Wowhaus подготовила проект с расширением тротуара, велодорожкой, озеленением, уличной мебелью, островками безопасности и прочими элементами успокоения трафика. Это довольно классический набор (кроме велодорожки), который активно применяют в Москве последние годы. Например, вот Овчинниковская набережная, которую доделывают прямо сейчас. Было:

Стало. Подробнее о новом дизайне улиц за последние годы можно почитать тут или тут.

Каждый раз диванные эксперты обещают коллапс, но статистика каждый раз показывает снижение аварийности и улучшение мобильности.

В общем, разработчики решили использовать пространство Большой Морской улицы разумнее:

Кольцо предлагали оставить, но прокачать его. Турбо-кольца придумали в Нидерландах, с недавних пор такие делают и в России: за счёт направленных полос удаётся снизить число перестроений и повысить безопасность, а островки безопасности позволяют сократить путь пешеходов и быстрее проезжать машинам.

Вопрос аварий, к слову, крайне актуален для этого места. Это не только погибшие и травмированные жители города, аварии парализуют движение и часто становятся причинами наших любимых коллапсов.

Но проблема в людях: когда десятилетиями балом правит бытовая логика с «чем больше полос — тем лучше» и «пробки от светофоров и пешеходных переходов», то мозг отказывается верить в новую мобильность, дополнительные переходы и те же островки безопасности — это всё не укладывается в прежнюю систему ценностей и мироустройства. Даже если человек был в Европе, ощущал правильный дизайн на себе лично и кайфовал от этого, то он тоже может быть против – «у них там» и «у нас здесь» для него две разные планеты из-за кардинально разного пользовательского опыта. В общем, в городе не оценили предложения:

В целом, основной претензией протестующих против реконструкции остается транспортное движение, которое будет затруднено — проект предусматривает сужение дорожного полотна с увеличением пешеходного, кроме того, свободное пространство бы сократили велодорожки. Организация пешеходного движения на площадях Ушакова и Лазарева тоже усложнит транспортную схему, считают архитекторы.

Депутат заксобрания Вячеслав Горелов полагает, что реконструкция с сохранением нынешней транспортной схемы в центре города невозможна, так как, среди прочего, будут сложности с проведением парадов.

Также противники реконструкции выступают против новых архитектурных элементов и плиточных узоров на тротуарах, так как они «диссонируют с исторически сложившейся архитектурной средой».
Новости Крыма

Вот заявление союза архитекторов. Очень часто в подобных обстоятельствах подключается не только консерватизм, но и боязнь за будущие проекты и собственный авторитет:

Вместо предложений по восстановлению бровки склона и раскрытия вида на Южную бухту с площади Ушакова, проектом предлагается еще большее загромождение видовой площадки устройством перголы. Анализ существующих зеленых насаждений проведен поверхностно, подбор растений предложен без учета местных почвенно-климатических условий. Предложения по организации пешеходного движения на площадях Лазарева и Ушакова с использованием островков безопасности под площадки отдыха, внутри колец напряженного транспортного движения сомнительны и требуют устройства дополнительных переходов, что существенно осложнит движение транспорта
Вести.Севастополь

Это тот случай, когда хороший проект натыкается на плохую организацию процесса. Многие чиновники и политики придерживаются принципа «не показывай дураку полработы», а затем кусают локти и откатывают хороший проект до простой замены асфальта. Будет грустно, если в Севастополе пустят 2 млрд на косметическое обновление улицы без её функционального улучшения, ведь в будущем все будут вспоминать этот провал и активно саботировать другие положительные изменения.

Поделиться записью:

добавить меня в друзья

А ещё можно подписаться в...

Посты по теме:
Как проектировать улицы