October 7, 2019

Ульяновск: годнота, которую не ценят

Я довольно плохо отношусь к городам, которые были переименованы в советское время в честь разных деятелей — это обесценивает общую историю и делалось даже без согласия жителей ради дополнительного финансирования или иных выгод. Часто советское название обесценивает образ всего города — так у меня было с Кировом, например.

От Ульяновска у меня не было каких-либо ожиданий, название внушало образ серого промышленного города с памятником Ленину на каждой площади. Но увиденное скорее приятно меня удивило и заставило иначе посмотреть на имя и сам город: «Ульяновск» сегодня лучше отражает душу города. Самое удивительное, что здесь не пользуются этим и стараются наоборот забыть про историю.

Непонятный модернизм

В городе есть несколько улиц с исторической застройкой, но самое интересное было построено в позднесоветские годы. Например, ансамбль центральной площади города:

Мемориальный комплекс — квадратное здание на ножках, в центре которого стоит деревянный домик Ленина. Комплекс полностью проницаемый, что довольно смело и свежо. Сейчас идёт реконструкция, говорят, что строили довольно халтурно и плиты просто начинали падать. Надеюсь, мрамор вернут на место потом.

Здесь же стоит корпус местного университета. Всё сделано в одном стиле и одной рукой, но задумку смогли мастерски обосрать дешёвой цветной игровой от КСИЛа:

Эта детская площадка не обучает ребёнка и вообще не соответствует ни одному современному принципу хороших детских игровых. Но чтобы так «мастерски» вставить её в модернистский ансамбль... Вспоминается цитата Лаврова и ряд поговорок про вредителей.

Весь ансамбль повернёт в сторону Волги, но вместо зрительного контакта с водой — пластиковый разноцветный корабль.

Для сравнения, в Тель-Авиве при схожих параметрах площади смогли вставить деревья с песочницей, просто опустив площадку ниже. Догадайтесь, где спрашивали архитекторов, а где решили схалтурить.

К слову, в Ульяновске в площадь встроен небольшой бассейн как раз по такому типу:

Вход на площадь от трамвая идёт через парковку, сразу видно отношение к пешеходам:

У памятника основателю города, где обычно больше всего людей, поставили кучу киосков, не удосужившись сделать хотя бы внешний вид в нейтральном стиле. Хотя бы баннеры могли снять!

Но самая большая обида у меня за корпус университета. Внутри его есть прекрасный дворик, который раньше был открыт для всех. Говорят, тут даже проводили концерты и был фонтан, который просто засыпали землёй:

Красиво, но запретно:

Внутри университета был прямой проход от входа в здание во двор — подразумевалось единое пространство университета и двора с городом. Увы, колхозники идею не оценили: на вход поставили турникеты, а двери во двор закрыли цветами.

На улицах города тоже достаточно много модернистских зданий, но почти все они завешаны баннерами.

Иногда встречаются приятные артефакты прошлого. Если на западе на фасадах можно часто увидеть старые вывески, которые отсылают нас к 20 веку, то в России вместо них остались такие панно. Печально, но пока их совершенно не ценят.

Деревянный Симбирск

В городе хорошо сохранили деревянную застройку — улицу, где жил Ленин и его семья. Это первая улица Ленина, которая имеет все основания так называться.

Для сохранения зданий здесь построили кирпичные стены между домами и провели полив со стороны улицы. Последнее встретил впервые в жизни:

Здесь много музеев, но всё ещё живут люди. Транзитный проезд по улице запрещён, въезд только для жителей — по идее, это должно сделать место приятнее для туристов и прочих, но по факту здесь весьма лихо гоняют.

Ещё не смогли уберечь дома от пластика :/

Общий дизайн улицы очень портит впечатление. Если по бокам идёт старая застройка с сохранившимися деталями, то за фасадом сразу начинается асфальт и благоустройство, типичное для 1960-х годов. Лишь у пожарного депо сохранили часть мощения и даже сымитировали деревянный тротуар, который здесь когда-то был.

Довольно неожиданно было увидеть здесь креативный кластер в обычном доме. На участке проходят лекции, выступления, а при мне готовились к граффити-фестивалю:

Ещё это инкубатор для малого бизнеса:

И здесь же проводят всякие мероприятия:

Волга и не Волга

Город стоит на Волге, чем тут очень гордятся. Только физическая близость в одной плоскости не означает её доступность — идёт крутой склон, который отдаляет реку от людей.

При этом через весь Ульяновск течёт река Свияга, которая вроде есть, а вроде — нет. В результате огромные деньги идут на благоустройство набережной Волги, но пользоваться ею неудобно, а река, которая у всех под боком, никак не используется. Глупо? Глупо!

Жёлтая зараза

Где-то в недрах мэрии Ульяновска сидит человек, который подрисовывает всем знакам жёлтую рамку:

Как-то на одном перекрёстке я насчитал больше 20 знаков с жёлтой рамкой. Их использование в России не детализируется, что даёт основание некоторым людям пихать их всюду — инструмент для точечного и исключительного вмешательства стал общегородской практикой. Притом меняется форма знака, что противоречит ПДД и Венской конвенции дорожного движения.

Повсеместное использование не только раздувает бюджет на знаки, но и вредно для безопасности — улица превращается в новогоднюю ёлку, где сложно заметить пешехода. Подробно об этом я писал раньше.

В нашем стандарте, который с мая стал ГОСТом, мы специально прописали, что делать подобное можно (МОЖНО!) лишь на переходах без светофора в тёмных местах.

Зато подсветка переходов — дело важное и нужное!

В целом тут не брезгуют отходить от наших норм, вводя дополнительные знаки:

Иногда это даже к лучшему. Например, сейчас в России нельзя делать повороты на просачивание, из-за чего в той же Москве куча проблем: раньше на небольших улицах все ждали зелёный свет по 30 сек, а сейчас приходится по 60 и более — спасибо разведению потоков! Применять такое по умолчанию везде и всюду абсолютно глупо, это решается индивидуально всегда. Требование давно пытаются отменить, но дело идёт со скрипом. Здесь же закупили белорусские светофоры и спокойно пускают пешеходов и машины одновременно:

В Москве тоже пытались так сделать в рамках эксперимента, но ГИБДД обиделась, что их не спросили, и всё запретила из чувства обиды.

Трамвай и маршрутки

Приятным удивлением стал местный трамвай: вагоны ездят более-менее ровно, а сеть не уничтожали в последнее годы. Времени покататься и детально всё изучить не было, но наличие выделенок и людей внутри вселяет надежду.

Впрочем, назвать ситуацию хорошей точно нельзя: пути и вагоны ушатанные, безопасных платформ часто нет. Но если вы сразу подумали про маленький бюджет, то скажу сразу: причина в другом!

В городе нет автобусов и троллейбусов, только трамвай и маршрутки. Удивительно сочетание сложного и очень эффективного вида транспорта с паразитирующим видом бизнеса. Трамвай имеет хозяйство и требует поддержания, для этого нужны деньги, которые либо идут из бюджета, либо от пассажиров за проезд. Маршрутки отбирают пассажиров у трамвая, в итоге денег не остаётся. При этом маршрутки работают по-чёрному, не платят за остановки и прочую инфраструктуру. Подробно про всё это я уже писал.

Трамвай города мог бы ходить чаще, вагоны могли быть новее, а пути прямее, но без единой и внятной городской политики это невозможно.

В Ульяновске умудряются даже петь песни маршруткам!

... и ставить скамейки для любования ими:

Поразительно, что трамвай в принципе дошёл до наших дней целым — при желании его можно быстро и не очень дорого довести до уровня Праги.

Ещё раз: вопрос лишь в желании и политической воле. Даже если город не может сам этим заняться, в последние годы есть опция частных концессий, когда бизнес вкладывается в ремонт путей и прочую инфраструктуру за возможность собирать прибыль. Сегодня эту практику собираются активно применять на федеральном уровне в целом.

Хотя часто проблемы не в трамваях или маршрутках, а в удобстве самого города. Например, это остановка у корпуса университета: по центру идёт автобусная выделенка и трамвай.

Вот только попасть туда можно лишь с одной стороны через тёмный переход и две лестницы:

Если же вы идёте с другой стороны (там крупный торговый центр), то нужно подняться на мост, спуститься вниз под мост, перейти на другую сторону и подняться по тёмному переходу. Удобно? А ведь под мостом нет ни фонарей, ни дорожки! Любой адекватный человек при наличии альтернативы поедет на машине при таких условиях.

Ещё подобные решения провоцируют людей перебегать через скоростную дорогу. Один раз сэкономили, теперь каждый день все страдают.

Квасной патриотизм и визуальный мусор

Про баннеры на домах я уже писал, но здесь этим не ограничиваются. Неужели кто-то правда считает, что от такой социальной рекламы есть толк?

Возможно, это инициатива частной компании, но возникает другой вопрос: зачем администрация разрешает засирать город визуальным мусором? Иногда лайтбоксы идут каждые 50 метров:

Более того, иногда эта реклама ещё и двигается!

Я искренне уверен, что люди будут больше любить город и родину, когда будут видеть красивые старые дома без тонны рекламы, будут избавлены от аудиорекламы на остановках во время ожидания маршрутки и так далее. Комфортный, безопасный и чистый город больше способствует любви, чем город в обёртке из рекламной газеты.

Просто напишите в комментариях, какая остановка вам нравится больше. Из Ульяновска:

... или из Великого Новгорода?

Чтобы закрепить результат, это Ульяновск:

Это Москва:

Самое интересное, что каким-то образом в Ульяновске оказалась новая московская остановка:

Красивые формы мастерски загадили левыми панелями с ужасным шрифтом и ещё более ужасной сборкой. Хоть пособие пиши, как уничтожить красивый дизайн! Но удивительно, что ещё не успели обклеить рекламой.

Ульяновск, что ты за покемон?

Сегодня в Ульяновске больше позднесоветского, и это не есть что-то плохое. С потенциалом, наследием и своим образом нужно уметь работать. Родина Ленина вполне может быть туристическим магнитом, который к тому же можно переосмыслять исходя из новых реалий. Но попытки посмотреть на Ульяновск по-новому я увидел лишь у одного уличного художника:

Он вообще очень точно описал реалии Ульяновска:

Сам город даже переименовал площадь Ленина в Соборную, хотя собора тут давно нет, а вокруг советский город и памятник вождю:

В целом есть ощущение, что в городе никто не понимает, кто они в этом мире и куда плывут. Сложно развиваться и идти к какой-то цели, когда этой цели нет.

Поделиться записью:

добавить меня в друзья

А ещё можно подписаться в...

Посты по теме:
Мои путешествия