Типичные Нидерланды: Делфт
Последние несколько дней я хожу по несколько десятков километров в день, с огнём в глазах залезаю в каждый переулок, отснял несколько сотен гигабайт видео и больше тысячи фотографий. Нидерланды не перестают удивлять, даже если ты тут бывал ранее.
Делфт возник на моём пути почти случайно, решил заехать по пути из Роттердама в Гаагу по совету друга. Чего-то особенного я не ожидал, всё же это относительно небольшой город, который редко попадает в сводки урбанистических новостей. Город в основном известен своим университетом, который считается передовым по многим отраслям.
В этом городе я узнал, что мои непромокаемые ботинки и рюкзак вполне могут промокнуть, но от этого Делфт не стал хуже.
Сегодня принято считать, что город начинается с аэропорта. В Нидерландах всё немного иначе: по прилёту проще всего добраться до нужного места на поезде, ежедневная мобильность людей тоже давно вышла за пределы своих городов благодаря жд сообщению. В каком-то смысле, железные дороги — метро в масштабах всех Нидерландов. На вокзалы здесь не жалеют денег и сил. В Делфте новый вокзал был построен в 2015 году, и это просто космос:
Пути проходят город транзитом под землёй:
Самое интересное начинается выше — это поражает воображение!
Голландцы делают вокзалы и простыми, и сложными одновременно. Просто посмотрите на эти формы и игру светом — строители явно ненавидели архитекторов, но не отходили от проекта!
При этом сами вокзалы простые и понятные, без указателей можно легко понять нужный путь и выход:
Само собой, здесь не перекрывают входы ради «безопасности» — все входы открыты и есть сквозной проход через вокзал.
Есть дополнительные аварийные двери с рычажной ручкой изнутри и подсветкой — толпа легко откроет эту дверь в случае чего:
Архитекторы стараются сделать полноценное общественное пространство, границы между улицей и вокзалом почти нет, и очень много воздуха:
Внутри есть скамейки, билетные автоматы, инфостойка и магазины. В целом, полноценная городская площадь под крышей!
С улицы до поезда можно спуститься без посторонней помощи, на пути нет ни одной ступеньки. Лифт едет прямо до платформы:
Вход на подземную велопарковку — тут столько велосипедов, что уличные велопарковки при вокзалах давно не справляются. Ещё это ответ на вопрос, почему здесь больше велосипедов, чем жителей: люди ездят от дома до станции в своём городе, оставляют велосипед, едут на поезде, берут второй свой велосипед в нужном городе и едут до работы.
В комплекс вокзала входит новая ратуша, но в выходной день она была закрыта:
Напротив вокзала автобусный хаб. В тротуаре хороший водоотвод, но не хватает крыши до остановок:
Платформы имеют типовые остановки и покрытие. Вот только в Нидерландах принято ставить повышенные бордюры с защитой от наездов колеса. Ещё тут в каждом бордюре есть отверстие для отвода воды, чтобы автобусы не обливали людей:
Вероятно, от навеса отказались из-за вида на старый вокзал — крыша бы его перекрыла:
Зато над входами есть небольшой вынос, что позволяет людям не толпиться внутри у дверей, а спокойно стоять во время дождя на улице:
Вокзал стоит на канале, где проходит велодорожка. Видимо, места для моста и тротуара не хватило, поэтому велодорожку опустили... ниже уровня воды:
Через мост проходит трамвайная линия. В Делфте живёт 96 тысяч людей, трамвай тут пользуется спросом, и ни у кого нет даже мысли его закрыть. Для сравнения, у нас трамвай закрыли в Твери, где живёт 420 тысяч горожан. Надо бы рассказать глупым голландцам, что тут можно пустить маршрутки!
Здесь же пускают автобусы и электробусы:
К слову, вдоль каналов нет ограждений. Просто нет:
Есть спуски, где можно посидеть, свесив ноги:
Зато ограждение есть вдоль путей, но это скорее защита от случайного выезда велосипедистов:
Правда, почему-то их забывают чистить:
С учётом того, что в Делфте одна из лучших ландшафтных школ мира, подобное как минимум странно:
В Амстердаме вдоль каналов убирают парковку, а здесь пока всё чинно:
Иногда даже добавляют новые парковки!
Вот бы засыпать каналы и сделать больше велопарковок!
Это Новая церковь в готическом стиле, её строили больше ста лет: с 1351 по 1496.
Пивной дворик, где люди могут спокойно пить и общаться, не мешая другим:
Думал, что подобные дворы есть лишь в Германии — ошибался!
В России многие считают, что маленькие города обречены на вымирание: в них плохой уровень жизни, мало услуг, плохо с разнообразием, нет возможности самореализации и просто скучно. Нидерланды хорошо доказывают, что при правильном планировании это не проблема, можно жить в городе в 100 тысяч жителей и иметь те же возможности, что люди в миллионниках.
Ещё города Нидерландов — хороший пример устойчивого города. Плотная застройка небольшими домами хорошо справляется с разными трудностями и легко приспосабливается под новые вводные. В случае реновации здесь не надо всё сносить и строить заново — достаточно провести небольшой ремонт, и жилой дом легко станет магазином или офисом. И наоборот.
С погодой вышло крайне печально, из-за неё не успел дойти до университета и не смог отснять нормально всякие интересные штуки типа стройки трамвая.
Ещё из-за шквального ветра с дождём пришлось отказаться от поездки в Гаагу — придётся заглянуть туда в другой раз. Но впереди ещё будет Роттердам и много подробных постов из Амстердама — не переключайтесь!