Транспорт, за который не стыдно
Эйндховен — один из самых молодых городов Нидерландов. Как город он известен с 1232 года, но во время Второй Мировой войны он был практически полностью уничтожен и отстроен заново. Сегодня это крупный научный и IT-центр Нидерландов. Ещё сюда из Москвы летает Победа, и это в прямом смысле телепорт в мир здорового общественного транспорта.
В Эйндховене расположен офис Philips, который является одним из крупнейших в мире производителей аккумуляторных батарей. Поэтому город активно заменяет автобусы на электробусы — нужно же поддержать местного производителя! На одном из таких можно доехать из аэропорта до главной жд станции и транспортного хаба при нём.
Во многих современных нидерландских городах на главных маршрутах делают автобусные полосы и обособляют трамвайные пути — это нужно, чтобы общественный транспорт работал эффективно: ездил быстро и был полноценной альтернативой личной машине. На многих улицах Эйндховена автобусы двигаются по отдельным проезжим частям. Практически везде на них установлены светофоры, которые автоматически включают зелёный для автобусов.
Выделенные полосы в Эйндховене делают из бетона: это долговечнее, а на перекрёстках даже без дополнительной разметки понятно, где едут автобусы и куда автомобилям не нужно заезжать.
От главного вокзала отправляют все основные городские маршруты автобусов и электробусов. У каждого маршрута своя платформа. Сверху над платформами висит указатель маршрута и времени отправления:
Здесь можно пересесть не только с поезда на автобус, но и на велосипед. Есть как наземная парковка…
…так и подземная, но в 200 метрах от вокзала:
Вход на парковку с траволатором:
Под навесом вдоль здания вокзала идёт тактильная плитка и продублированы обозначения платформ, чтобы не только слепые, но и просто люди с плохим зрением могли сориентироваться и найти свой автобус.
Онлайн табло с указанием платформ есть и на мониторах у выхода из вокзала. Время отправления автобусов в аэропорт вынесено на отдельный монитор, хотя этот маршрут не отличается по цене, расписанию или типом автобуса от других.
Посадка, как и в большинстве городов Нидерландов, только через первую дверь:
Заряжаются электробусы не на конечной, а на специальной площадке в паре кварталов от вокзала. Здесь же водители отдыхают и обедают:
У вокзала есть автомобильная парковка, но очень маленькая парковка, где-то на 100 машин. Зато прямо у входа есть зона для высадки пассажиров такси и Kiss&Ride:
Здание самого вокзала строгое и непримечательное:
Куда интереснее оформлен отремонтированный переход между платформами:
На каждую платформу ведут лестницы, эскалатор и лифты:
Теперь сравним это с главным транспортным хабом Великого Новгорода — они с Эйндховеном примерно одного размера по населению. Привокзальная площадь:
Безбарьерная среда, автобусные полосы, велопарковки, указатели и прочие элементы цивилизации — забудьте про это! Зачем думать о слабых, когда можно стирать переходы, и ничего тебе за это не будет? Если же у города нет денег сделать хорошо, то как они тогда находят деньги на новые заборы и плохие детские площадки?
В Новгороде каким-то чудом смогли уберечь город от маршруток, здесь вполне неплохо работают крупные автобусы. Но вот удобство пользование ими крайне сомнительно:
И ведь беда не в конкретном Великом Новгороде, потому что общественный транспорт любого города Нидерландов обходит по удобству и надёжности российские города в десятки раз. У нас очень любят мечтать о каком-нибудь мегадорогом подземном переходе, метрополитене или мешке денег с неба, но не могут отладить уже имеющуюся инфраструктуру. Ведь на фотографиях из Эйндховена самое дорогое — это электробусы, а не табло, выделенки или безбарьерная среда.
Пора перестать мечтать о волшебнике в золотом вертолёте, который прилетит и всё починит — даже если такое случится (ха!), то на кой тогда чёрт нам нужны администрации с транспортными управлениями? Мы можем создавать город не хуже голландцев, но для этого нужно снять розовые очки и начать себя уважать, но с этим есть большие проблемы.
Фотографии и отчёт из Эйндховена: Александр ДевяткинРедактура и наброс на вентилятор: Аркадий Гершман