Школа-айфон из Амстердама
Я не знаю ни одного человека, на которого бы не орали в школе за бег по коридорам. И не дай боже оставить полоски от обуви на полу! Если же тебе скучно сидеть на уроке, то это исключительно твои проблемы и надо просто перестрадать. Наверняка у вас подобное тоже было. При этом практически никто не задаёт себе и другим простые вопросы: почему дети бегают по коридорам? Где им ещё это делать? Почему им скучно? Ответ же совершенно простой: потому что они дети, для них нормально много двигаться и не нормально долго сидеть!
Архитектура и среда школ может быть идеальна с точки зрения квадратных метров на каждого ученика или хорошо отвечать требованиям по количеству парт, но нельзя подменять качественные показатели количественными. Сегодня при проектировании школ в России пытаются учесть все возможные параметры, но исключают самый главный фактор: удобство и интересность для детей. Как можно ругаться на ребёнка за бег по коридорам, если школы состоят исключительно из классов и коридоров казарменного типа?
В Нидерландах ситуация кардинально иная. Я не беру в расчёт саму систему образования, хотя от тех же длинных уроков по 40 минут там давно ушли, давайте просто посмотрим на школу и принципы проектирования.
Это старое здание школы, его сейчас временно используют под разные нужды района, но скоро снесут. Школа была крайне проблемной, хотя учителя и программа были стандартными.
Это новое здание школы, здесь учатся дети с 12 до 18 лет. Архитекторы пытались сделать его похожим на Айфон — это в духе времени и школьники любят всякие технические новинки, поэтому почему бы и нет?
При работе с преподавателями и школьниками выяснилось, что прошлой школе не хватало какого-то стержня и объединяющей детали. Для решения проблемы архитекторы предложили создать небольшую площадь, где будут пересекаться все дети и преподаватели:
Пространство многоуровневое, из каждого конца здания можно попасть в другой или по коридорам в обход, или через это место:
Сверху находится кабинет директора, чем-то напоминает дирижабль и сцены офиса Людей в чёрном:
На лестницах можно сидеть. Тут вообще можно вести себя как хочешь, нет запретов:
Очень радует использование дерева в интерьере, хотя по сравнению с другими школами города его тут не очень-то и много. В разговоре с архитектором проекта я пошутил, что наши пожарники никогда бы такое не пропустили, на что получил довольно грустный ответ: в России самые суровые нормы пожарной безопасности и больше всего пожаров.
Под площадью зал для выступлений:
Все уровни дублируются лифтом, так что безбарьерная среда сохранена:
На крыше есть небольшая спортивная площадка:
Дверь туда не закрывают, всё всегда открыто. Ещё это аварийный выход в случае пожара:
Учебные помещения имеют П-образную форму и обходят площадь по кругу. Везде есть небольшое пространство со столами и стульями:
Не нравится привычный стол? Вот барная стойка:
Здесь же идут небольшие комнаты-переговорки. Когда архитекторы предложили это на воркшопе с преподавателями, то услышали много интересных версий, чем там будут заниматься ученики. Почти все сходились во мнении, что там будут заниматься сексом или наркотики употреблять. Нужно ли говорить, что этого не произошло? Более того, показатели успеваемости учеников стали лучше и школа перестала быть проблемной.
Обычные люди очень недооценивают влияние среды на поведение человека. Если исходить из логики «всё сломают и обоссут», то это правда будет происходить. Если же пространство с уважением относится к человеку и дарит хорошие эмоции, то зачем ему это разрушать?
Если мы закладываем в процесс обучения принципы открытости и саморазвитие, пространство должно в этом помогать. С этой целью, например, пространство делают проницаемым:
Будут ли дети вандалить класс, если кабинет у всех на обозрении? Нет.
Кроме того, бОльшая часть школы транзитная, тупиковых коридоров или классов очень мало. Это тоже влияет на ощущения от школы и снижает вероятность вандализма или чего-либо иного нехорошего — ты постоянно видишь людей и находишься на обозрении, работает социальный контроль.
Пространство классов тоже отличается от знакомых нам: нет привычной доски и рядов. Дети работают в группах, поэтому тут нет феномена последних парт, где вечно происходит какое-то безобразие.
Социализация — важная функция школы, но для этого пространство должно быть комфортным и располагать к общению и игре. В этой школе есть не только общая площадь, но и крутая столовая:
Дети могут использовать пространство так, как им хочется — оно многофункционально. Зачем давить на ребёнка и заставлять его что-то делать против воли? Это же снижает продуктивность и желание ходить учиться. Тут же даже есть настольный футбол — приходи в школу, играй с друзьями и учись!
Дизайн столовой совершенно не уступает Старбаксу или иной кофейне — сразу видна забота о воспитании хорошего вкуса у детей!
Есть и другие места, но они более локальные и уединённые:
Спортивный зал, тут всё обыденно:
Есть трибуны и ворота с улицы — при необходимости тут можно провести и концерт, и соревнования, и что-либо ещё:
Эвакуационные выходы просматриваются и открываются простым нажатием с запуском сирены:
Вход в школу свободный, никто не пытается превратить место для обучения в тюрьму. Заборов вокруг школы тоже нет.
На ресепшене и пунктах охраны есть аптечки, огнетушители, удобная мебель и даже кофе-машинка:
Дизайн и пространство школ — хороший показатель ценности жителей и правительства. В Нидерландах не делают типовые школы, потому что каждый район и каждый житель индивидуальны. Здесь не жалеют денег на детей, и чем хуже район, тем лучше в нём будет школа — если город и люди сэкономят на школах, то через 20-30 лет выпускники этой школы сэкономят на стране. Хорошо, что они это понимают.
Эту и другие школы мне удалось посмотреть вместе с местными архитекторами в рамках образовательной программы АРХИТЕКТУРА & УРБАНИЗМ от Урбан Института. Отснять удалось только эту школу, так как там закончились занятия и ушли все дети — в других был строгий запрет из-за норм приватности детей. Но можно посмотреть другие новые школы на том же Аrchdaily.com. На неделе ещё покажу дизайн больницы и университета.