Роттердам — архитектурный полигон Нидерландов
При слове «Нидерланды» обычно возникают образы каналов, узких высоких домов, велодорожек и трамваев. Это хорошо работает в Амстердаме или Делфте, но в Роттердаме всё немного иначе.
Город сильно пострадал во время Второй мировой войны, после которой было принято не восстанавливать центр города и разрушенные районы, а начать с чистого листа. Тогда голландцы очень любили машины, а при выборе общей стратегии сильно смотрели в сторону городов США. Градостроители пытались повторить опыт американских коллег, но вовремя одумались.
Сегодня Роттердам — финансовая и портовая столица Нидерландов. Здесь даже шутят, что Роттердам зарабатывает деньги для страны, а Амстердам их тратит. Но нам интересно немного другое — за счёт разрушений и новой стройки в городе позволяли экспериментировать с застройкой: если в Амстердаме архитекторов постоянно ограничивали, то здесь давали волю фантазии. Можно даже сказать, что если бы не Роттердам и война, то сегодня в Нидерландах было бы в разы меньше архитекторов и интересных проектов.
Вот так выглядит старый Роттердам:
Многие каналы зарыли после войны — в них тогда не видели особой ценности. Зато под улицами появились дороги:
Ради дорог даже снесли старые въездные ворота в центр. Потом для истории был построен памятник-силуэт с некоторыми оригинальными деталями внутри.
Можно сказать, что это подобие наших хрущёвок. Здесь не стали полностью ломать привычный уклад жизни, но появление новых идей и материалов отразилось на форме домов:
У квартир на первых этажах остались собственные дворы, что характерно для обычных таунхаусов. В некоторых домах были сделаны и общие дворы:
Архитекторам явно нравились идеи модернизма и микрорайонов, но отходить от квартальной структуры здесь не стали. Зато при новой застройке улучшали проницаемость для пешеходов и велосипедистов, а машины пустили объездом.
Здесь сложно отличить одну улицу от другой, архитектурного разнообразия почти нет. Зато постепенно убирают парковку и высаживают деревья. Вместо такого...
Идея делового центра казалась удачной при застройке города, поэтому здесь начали активно строить офисные здания у центрального вокзала:
Центру — офисы и рабочие места, окраинам — жильё. Аналогично тогда думали многие архитекторы и градостроители по всему миру.
Такая политика привела к печальным последствиям: центр города вымирал, в 1950-1960 годах по вечерам было опасно ходить по улицам.
Стало понятно, что застройка города — это не просто кубометры бетона и ограничения по этажности. Если жёстко делить районы по функциям, то будут проблемы с бизнесом, безопасностью и просто жизнью городов. Один из шагов по спасению центра заключался в... пешеходной улице!
Lijnbaan – первая пешеходная улица послевоенной Европы, её построили в 1953 году. Датчане очень любят приписывать себе лавры пешеходных улиц, но Strøget в Копенгагене сделали пешеходной лишь в 1962 году.
На улицу выходят только небольшие торговые дома, которые формируют фронт с человеческим масштабом. Вдоль фасада идёт навес на случай дождя:
Переход «сухая голова и ноги»:
По всей Европе сейчас активно появляются питьевые краны, здесь подобное тоже есть:
Подвоз товаров идёт через дворовые проезды:
По самой улице ездят лишь электрогрузовики:
Торговая улица не была самоцелью, ведь это не решило бы проблему вымирания центра в дневное время. За домами были построены довольно большие жилые дома:
Сегодня город продолжает развивать свой центр архитектурно и планировочно. Например, в этом новом доме есть офисы, жильё и даже музей:
На градостроительном уровне действует принцип, согласно которому новые дома должны качественно улучшать жизнь района. Поэтому здесь идёт не только смешение функций, дом улучшает проницаемость района для пешеходов за счёт общего атриума:
Даже в центре ещё остаются незадействованные пустыри. Недалеко от центрального вокзала недавно появился жёлтый маршрут — это низовая инициатива архитекторов по обновлению района. Чтобы жители и бизнес заметили место, на него обратили внимание с помощью краски:
Специально был прорублен небольшой проход через здание для улучшения связанности места и привлечения транзитного потока людей:
И даже построен мост над жд путями!
Пример правильного использования яркой краски:
Интересно, что деньги на проект инициаторы собрали с самих же жителей и бизнеса: имена участников размещали на опорах моста, играя на самолюбии людей или желании пропиарить компанию.
Внизу были устроены общественные пространства с батутами и прочими площадками. На противоположной стороне сделали общественный огород на... старой станции метро:
Прямо в центре Роттердама выращивают овощи и фрукты — это ли не милота? Это и создание коммьюнити жителей, и умная реновация, и сохранение истории, и тот же здоровый эко-активизм!
Теперь я знаю, что мы сделаем с московским монорельсом!
Под огородом же находятся магазины и другие заведения. Саму линию метро пустили под землей.
Важно отметить, что в этом месте нет проблем с переходом через жд пути: рядом есть три прокола без ступенек. Проект направлен именно на активацию пространства для дальнейшего развития. Как мне рассказали, уже появились желающие опустить жд пути под землю и построить здесь несколько кварталов.
У Роттердама пока нет своего лица, но они активно над этим работают. Даже Макдак здесь выглядит так, что его хочется сфотографировать и выложить в инстаграм:
Иногда ради формы страдает даже функция. Например, знаменитый дом с кубами — жить там невозможно, квартиры в основном сдают в аренду туристам.
Комплекс был построен в 1980-ых годах. Изначально их должно было быть 50 штук, но построили только 38, а на оставшейся территории построили обычную высотку для получения нужного количества квартир.
Основа конструкции кубов — деревянные каркасы с железобетонными плитами. Форма домов ближе к параллелепипеду, но снаружи это отклонение в пропорциях незаметно. Каждый куб – это изолированная квартира, имеющая три уровня и общую площадь около 100 м². В основании же находятся магазины, офисы и школа.
Напротив кубов стоит здание рынка с жильём, но его мы посмотрим в отдельном посте. Зато в витраже видна та самая свечка, которую построили вместо 12 кубов:
Ещё будет отдельный материал про главный вокзал Роттердама — он слишком классный, чтобы вскользь про него писать!
Роттердам сегодня — самый неголландский город Нидерландов именно благодаря архитектуре:
От спикера программы «Архитектура и Урбанизм» я узнал, что при строительстве новых домов здесь делают надземные отдельно стоящие паркинги. Но делают их так, чтобы в будущем их можно было легко переделать в жильё или офисы — все понимают, что век личного автомобиля подходит к концу и что здание будет выполнять иную функцию.
В целом при строительстве новых домов здесь сразу думают, под что можно будет в будущем переделать помещения внутри. История с вымирающим центром научила специалистов думать наперёд и закладывать гибкие решения, чтобы можно было исправлять ошибки без серьёзных вложений. Однако желание строить всё выше не очень дружит с этими заявлениями — низко- и среднеэтажные дома всё же в разы проще переделать под новые нужды.
Сейчас город активно развивает противоположный от центра берег. Раньше здесь были грузовые и пассажирские портовые терминалы, сейчас же растут высотки:
Здесь хорошая доступность к центральной части города за счёт моста, велопешеходного туннеля и метро. В первые годы муниципалитет делал льготные условия для застройщиков, чтобы место стало интересно для развития. Раньше отсюда отправлялись корабли в Нью-Йорк, сейчас здесь построили собственный Манхэттен:
Старые склады не стали сносить, а переделали под новые нужды:
Интересная идея с плавучим садом и студенческие общежития на заднем фоне:
Пустующие участки временно отдают под платную парковку:
У Роттердама много проблем, но они активно пытаются их решить, понимая важность хорошей архитектуры и правильного планирования. Уже сегодня они имеют город, который не похож ни на один город Нидерландов — это уникальная черта, которая была создана буквально за последние полвека. Этому однозначно нужно поучиться у них.
Если кому-то интересно, то в апреле будет следующая образовательная поездка курса «Архитектура и Урбанизм» в Нидерланды, по промокоду «Гершман одобряет» дают 10% скидки, набор книг по современной архитектуре Нидерландов и воркбук по креативному мышлению для архитекторов и дизайнеров.