История протестов американцев против автомобилей
Волна активности за безопасность дорожного движения в 1970-х годах помогла изменить голландские улицы. Но в США и раньше было своё собственное движение против автомобилей, которое в основном возглавляли женщины.
Нидерланды давно стали примером для подражания у сторонников безопасной, доступной и дружественной к велосипеду городской среды. Но в англоязычных странах, особенно в Соединенных Штатах, где доминируют автомобили, насколько полезен опыт Нидерландов в качестве примера для подражания? Спорный вопрос.
Говорят, голландский пример не подойдет США: правительство Нидерландов, по-видимому, всегда предпочитало ездить на велосипеде, а американский любовный роман с автомобилем означает, что здесь автомобиль всегда будет на первом месте.
В 2011 году стали появляться статьи на английском языке о массовом движении против автомобилей в Нидерландах 1970-х годов. В ту эпоху голландские города были гораздо более дружелюбны к автомобилям, чем сегодня, и гораздо более опасны для велосипедистов, пешеходов и, прежде всего, для детей. Как и во многих других странах, официальная власть в Нидерландах долгое время отдавала предпочтение автомобилям.
Голландцы же заставили своё правительство стать дружелюбнее к велосипедам. Их движение получило своё название благодаря статье, написанной в 1972 году журналистом, чья шестилетняя дочь погибла, когда ехала в школу на велосипеде. Он призвал создать группу активистов под названием «Stop de kindermoord» («Остановите убийство детей»). Название стало лозунгом и ярлыком для нового движения. В Нидерландах это движение никогда не забывалось, но оно было мало известно в других странах. Поэтому легко было ошибиться, предполагая, что голландские политики всегда отдавали предпочтение велосипедам и пешим прогулкам. Но распространение англоязычных статей о движении «Stop de kindermoord» окончательно развеяло это серьезное заблуждение.
На возражение «Мы не Амстердам» появилось новое возражение: «Амстердам не всегда был Амстердамом». Достижение более безопасной, доступной и менее зависимой от автомобилей среды не требует просвещенного правительства. Голландцы это доказали.
Апогей американской автомобильной культуры пришёлся на 50-60-е гг XX века, когда у большинства американских семей был автомобиль, до того, как экологические ценности и энергетические ограничения начали всё усложнять. Именно в течение этих десятилетий автомобиль больше всего отражал будущее городской мобильности, и тогда же влияние Америки на политику мобильности других стран, прямую и косвенную, было в самом разгаре.
В это же время по всей Америке жители, особенно женщины, организовывали демонстрации против автомобильного движения. Их уличные протесты часто очень напоминали голландские протесты «Stop de kindermoord», которые начались в 1970-х годах в Нидерландах. Они требовали снижения скорости автомобилей, установки дорожных знаков, уличных фонарей и пешеходных переходов. Такие демонстрации проходили как в жилых районах крупных городов, так и в небольших городах и пригородах.
Такие демонстрации, особенно самые крупные, как правило, были вызваны травмой или смертью ребенка. Несмотря на тенденцию обвинять родителей в том, что они позволяют своим детям находиться вне дома или школы, демонстранты постоянно требовали улиц, которыми дети могли бы безопасно пользоваться. Демонстрации почти всегда были ненасильственными, но они были громкими и настойчивыми, а иногда и конфронтационными – автомобильное движение могло быть полностью блокировано.
Основой демонстрации были детские коляски – с детьми, или без них. Риторически они связывали подобные акции с материнством и безопасностью детей. Тактика была достаточно распространенной, некоторые газеты называли их «Блокадой детской коляской».
Ещё в 1914 году в Нью-Йорке определили некоторые улицы как «игровые улицы» – дети могли свободно перемещаться по ним. Их освободили от автомобильного движения, но грузовикам разрешили подъезжать только для разгрузки и погрузки. Ранним утром в День Святого Валентина 1949 года водитель заехал на своём грузовике на игровую улицу в Восточном Гарлеме для доставки угля. Он уже был обвинён в причинении смерти посредством автомобиля 14-ю годами ранее. Согласно сообщениям New York Daily News и Chicago Tribune, две 10-летние девочки, Кармелита Родригес и Мария Родригес (не родственницы) из Государственной школы 121, в обеденный перерыв вышли из кондитерской, уверенные в безопасности игровой улицы. Водитель грузовика сбил их насмерть. Девятилетняя сестра Марии стала свидетелем смерти девочек.
На следующий день местные жители организовали «блокаду», останавливая или разворачивая все машины. Согласно репортеру New York Daily News, в нем приняли участие 100 женщин. Фотографии протеста показывают этнически разнообразное население. Мэри ди Стефано, президент Ассоциации родителей той самой школы 121, четко изложила свою позицию: «Им придется убить нас, чтобы прорваться сюда», – сказала она Daily News.
Эта демонстрация 1949 года была не первой в своем роде, но, похоже, она была первой, которую назвали «блокадой детской коляской». Она имеет много общего с типичными для своей эпохи демонстрациями за безопасность дорожного движения: большинство участников – женщины с детьми. Их требование было в первую очередь призывом к безопасности детей, чтобы не лишать их возможности пользоваться улицами. Демонстранты не возражали против превосходства автомобилей, они не требовали игровых площадок — они требовали безопасных улиц для детей.
США и Нидерланды – разные случаи, но не нужно считать, что различия столь велики, чтобы помешает учиться на примере Нидерландов, их проблемы не были и не являются уникальными. И их решения не должны быть такими же.
Оригинал: Сitylab.com