Марктхол — больше, чем просто рынок
Исторически многие города существовали ради обмена товарами — рынки в прямом смысле были градообразующим объектом. Сейчас же слово «рынок» чаще всего используется в ругательном смысле, а интернет значительно изменил сам подход к торговле. Но рынки всё ещё актуальны!
Рынку Мартхол в Роттердаме недавно исполнилось 5 лет, но он стал символом города ещё до завершения стройки. Смелые формы, интересная концепция и новые материалы доказали, что рынки всё ещё востребованы, они даже могут оживить целый город!
Как вы помните, у Роттердама есть большие урбанистические проблемы: война уничтожила уникальный образ города, а послевоенные ошибки сделали центр мёртвым.
Муниципалитет хотел привлечь новых жителей, поднять туристический поток и развить сферу услуг. Был объявлен конкурс на лучший проект, который в октябре 2004 года выиграла команда проектировщиков Provast и архитектурное бюро MVRDV. Они решили одним выстрелом убить сразу трёх зайцев: совместить в одном здании и многоквартирный дом, и рынок, и парковку. Было решено построить два жилых корпуса с торговым пространством между ними, а парковку расположить под землёй. Для пущей эффектности зданию придали вид арки.
Что случается, когда архитектуру поручают профессионалам? Правильно: Марктхол стал новым символом города! Он стал первым крытым рынком в Нидерландах и первым в мире домом с рынком и жильём. Строительство заняло 10 лет.
Здание должно было быть максимально открытым для завлечения людей с улицы, но и достаточно закрытым, чтобы спасать бизнес от непогоды. Поэтому архитекторы придумали арку. Остекление арки — отдельная интересность: оно устроено по принципу теннисной ракетки с тросами, которые удерживают стекло — вся конструкция гибкая и за счёт этого более устойчивая.
Внутреннее оформление сделано для привлечения внимания людей с улицы и связано с рогом изобилия: фрукты, овощи, колосья, рыбы, цветы и насекомые.
Художник Арно Коенен хотел вызвать у посетителей детское ощущение чуда. Эта работа была выбрана из девяти кандидатур, в том числе от художников из других стран. Изображение было разделено на блоки, которые были напечатаны на 4000 панелей перфорированной стали и собрано как пазл на месте. Марктхол даже стали называть роттердамской Сикстинской капеллой.
В процессе проектирования пригласили и эколога: он предложил создать в доме специальные пространства для летучих мышей и стрижей. На западном фасаде на 11 этаже находятся четыре помещения для мышей, а на северной стороне на уровне первого этажа к стене прикреплены десять гнёзд для птиц. Ещё все арендаторы Марктхола подписывают «Зеленый» договор — они обязуются экономить воду и энергию, использовать в строительстве торговых точек только экологичные материалы.
Доставка еды и грузов идёт через подземную парковку ранним утром, так что жители не нюхают выхлопные газы и не слышат дребезг тележек. Туда же убрали парковку.
Во время строительства Марктхола рабочие раскопали дома 10-го века. Из этих раскопок сделали экспозицию, она находится на подземной стоянке под рынком.
Ещё под землёй на -1 этаже есть публичный туалет с неадекватной ценой и супермаркет.
Всего здесь 228 квартир: 102 сдаются в аренду и 126 были выставлены на продажу и уже давно раскуплены. У каждой квартиры есть широкая терраса с видом на город. Вдобавок к этому у половины всех квартир есть окна, которые выходят на рынок. Это окна с тройным остеклением, с хорошей изоляцией звуков и запахов. Для жителей есть шесть отдельных входов, ведущих к лифтам и лестницам.
По выходным вокруг рынка появляется большая рыночная площадь.
В итоге купить продукты и какие-то элементарные вещи проще здесь, чем на самом рынке:
Но сам рынок в итоге стал новой достопримечательностью на карте Роттердама, прославил архитекторов, привлёк новых жителей и оживил место. Хороший пример переосмысления привычных объектов ради улучшения всего города.
Наглым образом использовал информацию и фотографии из поста Ильи Варламова