October 28, 2019

Новый вокзал Роттердама: красота и удобство

Век красивой вокзальной архитектуры в России закончился примерно полвека назад. Были интересные модернистские примеры, но в последние годы их активно закладывают сайдингом, квадратным керамогранитом или уродуют иными всевозможными способами. К сожалению, у нас принято любить лишь что-то ажурное и насыщенное деталями, современную же архитектуру пока не признают на генном уровне.

Вокзал же Роттердама — прекрасный пример новой архитектуры: его открыли в 2014 году на месте старого с расчётной нагрузкой в 320 000 пассажиров ежедневно. Для сравнения, Ярославский вокзал в Москве в день переваривает 219 000 пассажиров, а ведь он самый загруженный в столице. Вокзал же Роттердама не только удобный, он ещё и вошёл в тройку самых красивых станций Нидерландов.

Подходы к вокзалу

Начнём с подходов. От вокзала идёт большая пешеходная аллея:

Сюда есть выход с подземной парковки. Под сквером парковка на 750 машин, но найти информацию о цене не смог. Вход внутрь лишь по парковочной карте.

Ещё по бульвару проходит трамвайная линия:

Непосредственно у главного входа — большая пешеходная площадь. Движение машин опустили под землю, там же заезд на парковку.

Сверху остались пешеходы, велосипедисты, трамвай, проезд к домам и для высадки людей.

Заодно всё озеленили:

В общем, царство пешеходов и велосипедистов, никаких подземных переходов или ступенек:

Непосредственно у главного входа сделали огромный козырёк. Он нужен для защиты от осадков и архитектурно соединяет здание вокзала с окружающей застройкой.

С одной стороны от входа большой трамвайный хаб, но он на реконструкции. В этой стороне сейчас переделывают улицы и заодно обновляют трамвайные пути.

Интересно, что пересечения трамвая со всеми другими чаще всего без светофора — у него приоритет и он просто едет, а всем вокруг мигает предупреждающий светофор.

С другой стороны от главного входа большой автобусный хаб:

Со стороны вокзала первым делом идёт большое табло с номером автобусов, временем подъезда и номером платформы. Вроде удобно, но фронт посадки вытянут от вокзала — до крайней остановки идти довольно прилично.

Кроме того, здесь очень странная форма навесов, которые красивые, но абсолютно нефункциональные. В общем, не дотянули.

С этой же стороны проходит транзитный тоннель через пути — по нему можно пройти и проехать без захода на вокзал. Подобное часто встречается в Нидерландах, так как при проходе через вокзал нужно иметь билет или местную карту с достаточным балансом.

Вот только движение велосипедистов никак не успокоено — некоторые проносятся довольно быстро. Особенно эта проблема заметна со скутерами.

Для сравнения, в Амстердаме у центрального вокзала напротив входов велодорожки или прерываются, или делают приподнятые переходы:

С другой стороны вокзала также проходит трамвайная линия, есть открытая велопарковка и подъезд для машин с Kiss&Ride.

Велопарковка

Как я рассказывал ранее, в Нидерландах люди часто живут в одном городе, а работают в другом. Велосипед выступает транспортом первой и последней мили, поэтому вокзалы всячески делают удобными для людей с велосипедами — за счёт этого здесь сумели привлечь новых пассажиров и пересадить людей из машин в общественный транспорт. С одной стороны от вокзала есть большая наземная велопарковка:

С другой стороны построили подземную велопарковку на 5200 велосипедов:

Безбарьерная среда:

Общая часть с бесплатной парковкой 24 часа:

Самое сложное в таких паркингах — найти свой велосипед и свободное место. Есть табло свободных мест в самом начале, но они не особо помогают.

Здесь расположен пункт проката жд-оператора, велосипед на сутки можно взять за €3 при наличии персонифицированного проездного. Возвращать можно на любую другую жд станцию с прокатом, но тогда берут дополнительные €10.

Парковка соединена прямым проходом с вестибюлем метро, где можно сразу выйти на вокзал. У входов и выходов стоят онлайн табло:

Внутри вокзала

Время зайти внутрь! Само собой, здесь нет никакого досмотра и шмона:

Пути идут выше уровня улицы, вокзал же представляет собой большую публичную площадь под крышей с транзитным тоннелем и выходами на платформы. Попадая внутрь, человек подсознательно понимает устройство вокзала и просто идёт вперёд к своему поезду.

Здесь много дерева, воздуха и естественного освещения — это сильно влияет на ощущения пассажиров и скорость их передвижения.

Парадный вход выводит людей в деловой центр города, в то время как противоположный — на сохранившуюся застройку 19 века с более спальным характером. Авторы из бюро West 8, Benthem Crouwel Architects, MVSA Meyer en van Schooten Architecten при выборе материалов старались сделать своеобразные ворота в новый центр Роттердама.

© Jannes Linders

Вся навигация максимально простая и понятная, практически всю информацию дают пиктограммами — их поймёт даже ребёнок без знания голландского или английского.

Транзитные пути всегда свободны от мебели или торговли. Всё, что может затормозить человека, отнесено в сторону. Например, места для ожидания убраны за выход из метро:

Торговля, табло и билетные автоматы находятся в зоне видимости, но сбоку от транзитного потока:

Лифт со станции метро выходит прямо на вокзал и служит задником для публичного пианино. Подобные музыкальные зоны давно стали появляться на вокзалах Нидерландов.

Сам вестибюль метро находится прямо под этим залом:

За турникетами всё просто и продуманно: один тоннель и выходы на обе стороны.

На каждую платформу можно попасть на лифте:

Везде идёт торговля, но она опять же идёт сбоку и не мешает проходу. Хочешь купить бутерброд с кофе в дорогу — пожалуйста, но навязывать покупку никто не будет:

Обустройство платформ обычное для Европы, ничего особенного нет:

Разве что архитекторы совместили крышу с естественным освещением и установили 130 000 солнечных панелей для выработки энергии. Это крупнейшее применение солнечных батарей на крыше в Нидерландах и один из крупнейших подобных проектов в Европе. Солнечные элементы размещены с учётом небоскрёбов вокруг и различаются по светопропусканию. Пишут, что за счёт этого удалось на 8%  снизить выбросы CO2 на станции, всё вместе будет вырабатывать 320 мегаватт в год — этого достаточно для обеспечения 100 домохозяйств.

Итого

Новый вокзал Роттердама — хороший пример качественной архитектуры, когда новое здание улучшило весь город и стало новой достопримечательностью. Оно не просто красивое, но ещё и удобное: всё подсознательно понятно, удобная интеграция со всеми видами городского транспорта, безбарьерная среда и так далее.

Пока я не могу даже представить подобный проект у нас. Проблема даже не в деньгах, а в управленческой импотенции — РЖД плевать на архитектуру и пассажиров, городам плевать на своё будущее и удобство общественного транспорта. Все новые вокзалы России нашего времени — набор лестниц, рамок и дешёвых материалов с асфальтовыми плацами перед входом. Вокзалы Нидерландов хочется фотографировать и писать в их честь стихи, от наших хочется побыстрее сбежать в салон машины.